Минпромторг составил перечень производителей «нештрафуемого» оборудования для модернизации
Минпромторг определил производителей «инновационного» оборудования, которые получат льготные условия для участия в программе модернизации старых ТЭС. Генкомпании, купившие такие турбины и котлы, смогут избежать штрафов за опоздания с вводами или аварии. Основным поставщиком как паровых турбин, так и газовых, вероятно, станут «Силовые машины» Алексея Мордашова, также льготы могут получить турбины УТЗ (49% у «Реновы» Виктора Вексельберга, г-н Вексельберг и «Силовые машины» — под санкциями США). Но эксперты не уверены, что оборудование из перечня можно полностью отнести к инновационному: даже если его ещё не делают в РФ, оно всё равно уступает зарубежным аналогам.
Предложения Минпромторга касаются инновационного оборудования и его производителей, которые будут пользоваться поддержкой в программе модернизации старых ТЭС объёмом до 1,4 трлн рублей. Как следует из документа, основным бенефициаром программы могут стать попавшие под санкции США «Силовые машины» Алексея Мордашова – компания упоминается как возможный производитель всей номенклатуры.
Для инновационного оборудования предлагаются льготные условия при расчёте штрафов за неготовность ТЭС к работе (понижающие коэффициенты вплоть до отсутствия штрафов) и возможность неограниченного грейс-периода (отсрочка ввода). Кроме того, при расчёте платежей за мощность для ТЭС с такими машинами в первые три года будет использоваться заявленный, а не фактический коэффициент использования установленной мощности.
В список вошли паровые котлы для угольных ТЭС на 25,5 МПа, удовлетворяющие экологическим требованиям НДТ, для теплофикационного блока (с поставкой тепла) 200 МВт производства «Силмаша», Подольского машиностроительного завода и барнаульского «Сибэнергомаша».
Паровые турбины для угольных ТЭС с сверхкритическим давлением на входе в турбину не ниже 23,5 МПа могут поставлять «Силмаш» и УТЗ (49% у «Реновы» Виктора Вексельберга). Эти же производители могут стать поставщиками паровых турбин семейства Т-292.
По словам главы совета директоров УТЗ Михаила Лифшица, головная турбина Т-295 поставлена на ТЭЦ-22 «Мосэнерго» («Газпром энергохолдинг») в 2017 году. Применение моделирования на суперкомпьютерах и новых материалов (в частности, роторов из высокохромистых сталей) увеличило КПД отдельных ступеней до 92%, а турбины в целом – до 40% (в конденсационном режиме), говорит он. В «Силмаше» сообщили, что готовы предложить турбину и котёл для угольного блока на 200 МВт. В компании отмечают, что пока блоки такой мощности (достаточно низкой) на сверхкритические параметры в РФ не делали, нужно решить ряд конструкторских задач, чтобы достичь современного уровня экономичности.
Среди производителей пилотных образцов газовых турбин большой мощности – 40–80 МВт и 150–190 МВт – ожидаемо указаны «Силовые машины», 100–130 МВт – Объединённая двигателестроительная корпорация «Ростеха», которая с «Интер РАО» и «Роснано» проводит испытания турбины ГТД-110М.
В Минэнерго сообщили, что получили предложения Минпромторга и сформируют позицию по итогам сбора и анализа данных. Замглавы Минпромторга Василий Осьмаков пояснил, что преференциальный режим нужен для успешного проведения опытно-промышленной эксплуатации оборудования.
Старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников отмечает, что всё перечисленное оборудование в России серийно не выпускается. Теплофикационные угольные блоки 200 МВт на угле с сверхкритическими параметрами пара и паровые турбины Т-292 могут быть востребованы только в крупных северных городах с развитым теплоснабжением, где уголь – самое доступное топливо, отмечает он. Таких городов немного, в Москве и Петербурге уже есть газ, а в «угольных» городах Сибири получили распространение «менее мощные и более гибкие машины». Эксперт добавляет, что во всём мире к инновациям в угольной генерации относят технологии «чистого угля» с резким сокращением выбросов, ультрасверхкритическими параметрами пара, повышением манёвренности, совместным сжиганием биомассы. «Энергоблок на 200 МВт касается инноваций частично, – замечает он. – Так, экологические требования НДТ в России гораздо мягче, например, китайских».