Эксперт: «Риски по пилотным газовым турбинам в РФ должны нести их поставщики»
Риски выхода из строя или простоя пилотного оборудования, в частности по проектам с российскими газовыми турбинами большой мощности, должны нести поставщики этого оборудования, например, в рамках долгосрочных контрактов на сервисное обслуживание, полагает старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников.
17 июля «Коммерсант» написал, что Минпромторг подготовил «дорожную карту» по разработке российских мощных газовых турбин. Суть документа в поэтапном выпуске на рынок линейки турбин: в четвертом квартале 2019 года – на 110 МВт, в конце 2021 и 2022 годов – на 170 и 65 МВт. По данным издания, их серийное производство может начаться к четвертому кварталу 2027 года. По данным газеты, министерство настаивает на приоритетной загрузке машиностроителей РФ и отсечении иностранцев от планируемой программы модернизации ТЭС. В документе говорится о «специальных условиях» для генерирующих компаний, использующих инновационное оборудование. Минпромторг предлагает освободить пилотные проекты с российским оборудованием от штрафов в случае нарушений сроков вводов или при поломках. В этом случае потребители будут оплачивать поставку мощности неработающего оборудования в полном объёме.
Минэнерго предлагает давать преференции генерирующим компаниям, которые будут использовать экспериментальные образцы газовых турбин большой мощности российского производства для ТЭС, заявил замглавы министерства Вячеслав Кравченко. Речь может идти о снижении штрафов за простой, увеличении нештрафуемого периода и пр.
«Генераторы вправе рассчитывать не на отмену штрафов, а на скидки от производителей при покупке пилотного оборудования – в соответствии с мировой практикой. Перекладывание этих рисков на потребителей (за счёт отмены штрафов генераторам) разрушит рыночные стимулы повышать качество оборудования и, в то же время, повысит для потребителей привлекательность варианта ухода на собственную генерацию. И то, и другое крайне вредно для машиностроения и энергетики», – считает Юрий Мельников.
При этом масштабный долгосрочный отказ от иностранного оборудования, в частности по газовым турбинам большой мощности, при отсутствии российских аналогов несёт существенные риски как для энергетики РФ, так и для самого машиностроения, считает эксперт.
«Масштабный долгосрочный отказ от иностранного оборудования на фоне либо полного отсутствия (в сегменте энергетических газовых турбин) его российских аналогов, либо существенного технологического отставания российских поставщиков от международного уровня (например, в сегменте паросилового оборудования для угольных станций) несёт существенные риски как для энергетики, так и для самого машиностроения», – отмечает Юрий Мельников.
В обсуждаемой программе модернизации ТЭС есть требование по уровню локализации используемого оборудования на уровне 90%. Г-н Мельников говорит, что основным риском является усиление технологического отставания. «По сути, это означает долгосрочный отказ от внедрения газотурбинной и парогазовой технологии на российских газовых тепловых электростанциях до тех пор, пока на рынке не появится энергетическая газовая турбина с локализацией 90%. Это серьёзный шаг назад в развитии отрасли», – заявил Юрий Мельников.