«Европейская электротехника» намерена привлечь на IPO до 1 млрд рублей

ПАО «Европейская электротехника» (ЕЭ) (занимается производством электроборудования и энергоинжинирингом) планирует в начале сентября провести IPO на Московской бирже, сообщили в компании. По словам её гендиректора и совладельца Ильи Каленкова, ожидаемый объем привлеченных средств – до 1 млрд рублей (возможно, 600–700 млн рублей), потенциальные инвесторы – инвестфонды и «компании, давно знакомые с бизнесом ЕЭ». Компания намерена разместить до 16% акций, стартовая цена – 10 рублей за штуку (это ниже независимой оценки в 11,04 рубля за акцию или 6,8 млрд рублей за всю компанию).

ЕЭ существует с 2004 года, сейчас преобразовалась в ПАО и 7 августа получила листинг на Московской бирже. Текущие паритетные собственники ЕЭ – Илья Каленков и Сергей Дубенок. Основная деятельность – производство, проектирование и монтаж энергоборудования для промпредприятий. Выручка по МСФО за 2016 год – 3,17 млрд рублей, чистая прибыль – 58 млн рублей.

В этом секторе IPO бывают редко. Как отмечает Наталья Порохова из АКРА, в РФ сектор падает из-за снижения строительства генерации и в меньшей степени сетей, поэтому многие компании переживают не лучшие времена. Энергомашиностроение в России ориентировалось на инвестпрограммы энергетиков, которые сокращаются. В итоге у лидеров рынка возникли серьёзные проблемы: в конце 2016 года признана банкротом «Группа E4» (бенефициар – министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов), серьезные проблемы были у «Энергостройинвест-Холдинга», французская Schneider Electric остановила инвестиции в завод трансформаторов в Самаре, оценивавшиеся в 1 млрд рублей. Сейчас банкротится некогда крупнейшее энергоинжиниринговое «ВО «Технопромэкспорт» «Ростеха».

В ЕЭ не оспаривают тенденцию, называя основными заказчиками нефтегазовый и атомный секторы: «Роснефть», «Газпром», «Росатом», «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, «Запсибнефтехим» СИБУРа. Решение пойти на IPO в ЕЭ объясняют резким ростом бизнеса: по прогнозу, выручка компании должна увеличиться в этом году до 4,6 млрд рублей, в 2018 году – до 6,6 млрд рублей, прибыль – до 297 млн рублей и 394 млн рублей соответственно.

Пятилетний портфель заказов в ЕЭ оценили в 36,3 млрд рублей, прогнозную выручку в этот период – в 41,9 млрд рублей. ЕЭ за два последних года создала производство подстанций, до этого – электрощитов, говорят в компании, производственная база дала количественный скачок в выручке и маржинальности, под это и привлекаются деньги. Илья Каленков поясняет, что «госкомпании не дают авансов и расплачиваются после сдачи объектов, что потребовало пополнения средств». ЕЭ, по его словам, также нужны деньги на операционные офисы на крупных проектах и производство кабеленесущих систем. Илья Каленков добавляет, что публичная компания «понятнее» для западных заказчиков, с которыми работает ЕЭ, – таких как Linde и Technimont.

Выход на IPO – нетипичный способ привлечения средств, говорит Наталья Порохова, хотя это и может быть дешевле привлечения кредита (впрочем, само IPO также дорогостоящее мероприятие). Тем не менее, компании в отрасли обычно покрывают кассовые разрывы за счёт краткосрочных кредитов, и размещение может быть обоснованным – например, в случае сильного расширения бизнеса, полагает Наталья Порохова. Впрочем, по словам Ильи Каленкова, текущие ставки по кредитам в ЕЭ считают слишком высокими.

Коммерсант