Одновременно с запуском энергорынка в ДФО начал работать механизм «ценового сглаживания»

После запуска рыночного ценообразования на Дальнем Востоке оптовые цены на электроэнергию в регионе растут сильнее прогноза регуляторов даже на фоне более тёплого января и сниженного потребления, пишет «Коммерсант» 29 января. Исторический максимум зафиксирован на уровне 3,845 тыс. рублей за 1 МВт•ч, тогда как в ходе имитационных торгов цены по итогам года прогнозировались на уровне 1,945 тыс. рублей с учётом поставок ГЭС по тарифам. В «Совете рынка» говорят о некорректности сопоставления прогнозных цен и результатов текущих расчётов и сообщают о запуске в ДФО с 1 января механизма «ценового сглаживания». В регуляторе ожидают некоторого снижения цен по итогам января, но повышение уже вызвало недовольство крупных потребителей.

С 1 января промышленные потребители Дальнего Востока заметно повысили свои расходы на электроэнергию. По итогам 29 дней января средняя оптовая цена на рынке «на сутки вперёд» (РСВ) на Дальнем Востоке составила 3,4 тыс. рублей за 1 МВт•ч. Пикового уровня в 3,845 тыс. рублей энергоцены достигли 24 января.

Эти значения опережают прогнозы, сделанные «Советом рынка» на имитационных модельных торгах РСВ в декабре 2024 года (материалы есть у Ъ). Так, по расчётам регулятора, в 2025 году цена РСВ (с учётом регулируемых договоров ГЭС) на Дальнем Востоке должна составить 1,945 рублей за 1 МВт•ч (рост на 15,1% к тарифу 2024 года), цена мощности – 1,128 тыс. рублей за 1 МВт•ч (рост на 13,9% к прошлогоднему тарифу).

До 2025 года Дальний Восток относился к неценовым зонам оптового энергорынка, где цена на электроэнергию полностью регулируется тарифами. Либерализация цен на Дальнем Востоке будет поэтапной. Пока по свободным ценам полностью будет продаваться электроэнергия только ТЭС. У ГЭС доля свободно продающейся электроэнергии составит всего 2,5% и будет увеличиваться.

Исходя из анализа ценовых последствий включения Дальнего Востока в оптовый энергорынок, среднегодовая одноставочная цена (РСВ плюс мощность) в регионе по итогам года должна вырасти на 14,7% год к году, до 3,073 тыс. рублей за 1 МВт•ч. В целом, по оценкам «Совета рынка», одноставочная цена на Дальнем Востоке в 2025 году должна оказаться на 6% ниже, чем в первой (европейская часть РФ и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зонах оптового энергорынка. Согласно презентации, средний совокупный показатель для первой и второй ценовых зон по итогам 2025 года вырастет на 13,9% год к году, до 3,284 тыс. рублей за 1 МВт•ч.

Механизмы работы рынка на Дальнем Востоке предполагают формирование средневзвешенной цены, в которой рыночные цены составляют 65%, а остальные 35% формируются за счёт продажи электроэнергии от ГЭС по регулируемому тарифу, поэтому итоговая цена будет ниже цены РСВ, говорит директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Это, по его словам, снизит ценовую нагрузку от внедрения рыночного ценообразования.

В «Совете рынка» сообщили, что прогнозные цены «не должны сопоставляться с результатами текущих расчётов», поскольку на цены РСВ влияют спрос и предложение, системные ограничения и стоимость потерь при передаче электроэнергии. По оценкам регулятора, средняя цена РСВ с учётом регулируемых договоров ГЭС по итогам первых трёх недель января ожидается на уровне 2,177 тыс. рублей за 1 МВт•ч, что близко к среднемесячному индексу цен во второй ценовой зоне.

С 1 января на Дальнем Востоке также действует механизм «ценового сглаживания», который исключает влияние на цены РСВ части самых дорогих заявок ТЭС, заявили в «Совете рынка». «Оплата электроэнергии таким поставщикам осуществляется по указанной в заявке цене. Если цена РСВ сложилась ниже цены в заявке, «сглаженные ТЭС» получают доплату», – уточнили в регуляторе. В «РусГидро» (владеет большей частью генерации Дальнего Востока) от комментариев отказались, в Минэнерго не ответили. В ФАС сообщили, что изучают динамику текущего уровня цен на РСВ на Дальнем Востоке и направили запрос в «Совет рынка».

В «Сообществе потребителей энергии» ранее высказывали опасения, что слабая связность сети на Дальнем Востоке, дефицит мощности и низкая конкуренция приведут к росту цен. «Слишком короткий «рыночный» период и недостаток информации о схемно-режимной ситуации не позволяют полноценно проанализировать причины отклонения реальных цен от имитации, но понятно, что требуется донастройка под усиленным контролем регуляторов за ценовыми заявками поставщиков», – считают в ассоциации.

Сергей Сасим поясняет, что цены РСВ на Дальнем Востоке сейчас формируются по маржинальному принципу, что объясняет отличие уровня рыночной цены от регулируемого значения. «В условиях государственного регулирования цена на электроэнергию ТЭС на Дальнем Востоке формировалась исходя из топливных затрат всех ТЭС. В рыночных условиях нерегулируемая цена формируется исходя из топливных затрат наиболее дорогой востребованной ТЭС, что, естественно, приводит к росту цены РСВ», – говорит он. Внедрение рыночного ценообразования на Дальнем Востоке, считает эксперт, исключит споры относительно компенсации цен на топливо, а накопленный в период регулируемого ценообразования дефицит выручки можно вернуть за счёт учёта в плате за мощность. Как отмечает г-н Сасим, сегодняшняя цена РСВ не является драматичной и не ограничивает регионы Дальнего Востока в своём развитии. Но, добавляет он, оснований ожидать снижения цены РСВ на Дальнем Востоке в ближайшее время нет.

Источник: Коммерсант, Переток