Кабмин привязал предельные размеры перекрёстки в регионах к внедрению дифтарифов
Правительство России утвердило новый порядок определения предельной величины перекрёстного субсидирования – с 1 января 2024 года региональные власти должны будут перейти на дифференцированный тариф на электроэнергию в случае, если захотят увеличить платёж бизнеса за снижение тарифов для населения, следует из постановления, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Как пояснили ТАСС в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), постановление предусматривает индексацию предельной величины перекрёстного субсидирования. Индексация происходит в тех регионах, которые установили тарифы на электроэнергию для населения с применением социальной нормы потребления или дифференциацией по объёмам потребления. Такая мера, в том числе, позволяет исключить учёт в тарифах для прочих потребителей перекрёстное субсидирование, формируемое за счёт «серого» майнинга, где потребляется значительный объём электроэнергии по низким тарифам, по которым отчисление налогов не осуществляется, отметили в ведомстве. Снижение перекрёстного субсидирования в результате применения дифференцированного тарифов также частично снимет нагрузку с бизнеса и бюджетных организаций.
Дифференцированные тарифы для населения будут утверждаться с учётом строгих ограничений индекса платы граждан. Таким ценам антимонопольная служба уделяет пристальное внимание и отменяет решения региональных органов, если были нарушены предельные уровни тарифов.
Изменения, вносимые постановлением, будут применяться к тарифным решениям с 1 января 2024 года. Однако тарифы на электроэнергию с этой даты не изменятся – уровень тарифов, как и прежде, будет меняться с 1 июля, сообщали ранее в антимонопольном ведомстве.
ФАС будет проводить мониторинг на предмет превышения объёмов «перекрёстки» в регионах. Субъектам РФ, в которых не установлены дифференцированные тарифы и превышена предельная величина перекрёстного субсидирования, службой будет направлен отчёт о наблюдении с целью приведения решений в соответствие с законодательством, отметили в ведомстве. Так, регионы, в которых темпы изменения тарифов на электроэнергию для населения, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития, не обеспечивают соблюдение предельного уровня перекрёстного субсидирования, имеют право – не обязанность – использовать механизм дифференцированных тарифов, отметили в ФАС. Прежде чем установить диапазоны объёмов потребления электроэнергии, региональные органы власти рассчитывают её потребление населением, после чего в нормативных правовых актах они устанавливают такие, которые позволяют населению удовлетворять все потребности без превышения установленных диапазонов.
В антимонопольном ведомстве напомнили, что дифференцированные тарифы применяются уже в семи регионах. Жалоб от граждан в ФАС не поступало, проведенные контрольно-надзорные мероприятия также не выявили нарушений. Диапазоны потребления электроэнергии установлены на необходимом уровне для удовлетворения потребностей домохозяйств и не повлекли дополнительных расходов граждан, подчеркнули в ФАС. Последним о переходе на дифференцированные тарифы с 1 июля 2024 года объявил Пермский край, базовый диапазон потребления по минимальному тарифу определён на уровне 6 тыс. кВт•ч.
В ноябре замглавы Минэнерго Павел Сниккарс заявлял, что изменение стоимости при внедрении дифференцированных тарифов коснётся только тех потребителей, которые используют электроэнергию для майнинга и в коммерческих целях, и энергопотребление которых существенно выше среднего значения по региону. Он отмечал, что возможное внедрение дифференцированных тарифов принимается решением соответствующего региона РФ самостоятельно с оценкой последствий, в том числе по линии социальной защиты.