ВШЭ: «Расчётная прибыль сетевиков увеличила «перекрёстку» на ₽40 млрд, она достигла ₽290 млрд»

Бизнес заплатит рекордную сумму за снижение тарифов на электроэнергию для населения. В 2023 году объём перекрёстного субсидирования, по оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), подскочил на 18%, до 294 млрд рублей. Такая динамика, по мнению аналитиков, связана с резким ростом общей выручки сетевых компаний и включением в тарифы крупных организаций расчётной прибыли в 5%. В ФАС утверждают, что объём субсидии находится в пределах разрешённого уровня. В «Россетях» же напоминают, что рост выручки сетей был рассчитан с учётом заморозки тарифов до лета 2024 года.

Объём перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе (платеж бизнеса за снижение энерготарифов для населения) достиг рекордных 293,9 млрд рублей, следует из анализа Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ на основе открытых данных. Он увеличился на 44 млрд рублей, или на 18% год к году. Рост перекрёстного субсидирования произошёл в подавляющем большинстве регионов, а в 20 субъектах РФ регуляторам из-за этого пришлось индексировать тарифы на передачу для бизнеса сверх предельного уровня в 9%. Наибольшая удельная величина перекрёстного субсидирования – в Марий Эл (1,47 рубля на 1 кВт•ч), Дагестане (1,46 рубля), Чечне (1,41 рубля).

Тарифы для населения с 1990-х годов сдерживаются ниже экономически обоснованного уровня. Правительство неоднократно пыталось ликвидировать этот дисбаланс и в 2014 году поручило Минэкономики и ФАС составить график его снижения. Но вместо этого в 2022 году регуляторам разрешили увеличить объём перекрёстного субсидирования сверх предельного уровня (241 млрд рублей).

Основная причина увеличения субсидии – рост плановой выручки сетевых компаний. Регуляторы утвердили выручку всех компаний на уровне 1,15 трлн рублей. Выручка крупнейших из них составила 846,1 млрд рублей, увеличившись на 18%, или на 128,8 млрд рублей. Треть прироста, или около 40 млрд рублей, – это объём расчётной предпринимательской прибыли (РПП). Правительство впервые разрешило учитывать РПП в размере 5% от общей выручки в 2023 году для крупных компаний с долей свыше 10% в регионе. Регуляторы учли РПП в большинстве регионов, где тарифы для бизнеса индексировали выше предельного уровня, отмечают аналитики: «Отказ в учёте РПП позволил бы сократить количество регионов, нуждавшихся в превышении предельных уровней».

«Перекрёстное субсидирование является частью социальной политики государства, которая направлена на недопущение резкого роста тарифов для населения», – заявили в ФАС. Там отметили, что предельный уровень перекрёстного субсидирования не был превышен: показатель в 2023 году составил 290,9 млрд рублей при максимально возможном уровне в 304 млрд рублей. В службе заверили, что учёт РПП не может являться основанием превышения предельных уровней тарифов и в целом не привёл к «необоснованному росту необходимой валовой выручки (НВВ)».

В «Россетях» сказали, что рост НВВ обусловлен внеплановой индексацией тарифов 1 декабря 2022 года: следующая индексация запланирована не ранее 1 июля 2024 года, поэтому прирост НВВ за 2022–2024 годы не будет превышать инфляцию. «По отдельным субъектам РФ решения об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, были приняты для устранения возникших локальных регуляторных дисбалансов, не связанных с необходимостью учёта РПП», – добавили в госхолдинге.

«Ситуация наглядно иллюстрирует, как «перекрёстка» из инструмента социальной защиты трансформировалась в способ финансирования постоянно растущих расходов сетевых монополий, – считают в «Сообществе потребителей энергии». – Подобрать более вопиющий пример неэффективности отраслевого регулирования в российской экономике за последние десятилетия будет, пожалуй, очень сложно».

Алексей Фаддеев из ИПЕМ полагает, что рост НВВ связан с увеличением цен на промышленные товары в энергетическом секторе на 15% в 2022 году. Объективных предпосылок к снижению субсидирования не просматривается, считает он: «Тарифы для населения будут сдерживаться, а иных способов покрытия растущих издержек, кроме как переложить их в тарифы для коммерческих потребителей, нет». Причём реальный объём стоимости поддержки населения, по оценкам Сергея Роженко из Kept, уже превышает 450 млрд рублей в год, если учитывать скидку на цену электроэнергии для населения на оптовом энергорынке.

Коммерсант