Энергопотребление «серых» майнеров в Иркутской области в 2022 году превысит мощность Иркутской ГЭС
Объём потребления электроэнергии «серыми» майнерами в Иркутской области по итогам 2022 года может составить до 687 МВт, сообщил гендиректор «Байкальской энергетической компании» (БЭК, входит в En+) Олег Причко.
«Для сравнения – мощность Иркутской ГЭС (актив входящей в En+ «Иркутскэнерго» (MOEX: IRGZ) - ИФ) составляет 662 МВт. Я не случайно вам сказал про мышей, которые растащили крупу по норам. У нас получается, что мыши («серые» майнеры – ред.) «растащили» целую ГЭС», – сказал он 28 ноября на пресс-конференции в иркутском пресс-центре агентства «Интерфакс».
Г-н Причко напомнил, что с 2017 года энергетики наблюдают залповый рост числа домохозяйств, которые потребляют сверхнормативный объём электроэнергии (более 6 тыс. кВт•ч в месяц). В 2017 году их было около 6,2 тыс., в 2019 году – 7,8 тыс., в 2021 году – 11,4 тыс., в 2022 году – уже 18,36 тыс. (или 1,8% от общего числа потребителей – домохозяйств Иркутской области). Именно их энергетики относят с «серым» майнерам, использующим бытовые сети для добычи криптовалюты. По словам Олега Причко, в этом году потребление каждого из таких домохозяйств оценивается в 11 тыс. кВт•ч в месяц. В сумме на них приходится до 23% от общего потребления населением региона.
По данным энергетиков, на фоне популяризации майнинга растёт и общее потребление электроэнергии населением в Иркутской области. В 2017 году оно составило 6,6 млрд кВт•ч, в 2019 году – 7,376 млрд кВт•ч, в 2021 году – 8,767 млрд кВт•ч. По прогнозам потребление в 2022 году достигнет 10,82 млрд кВт•ч.
По данным «Иркутской электросетевой компании», максимальные нагрузки при майнинге приходятся на юг региона – Иркутско-Черемховский район. В 2022 году энергопотребление на максимальном уровне в этом районе обернулось тем, что линия электропередачи 500 кВ Братск-Иркутск исчерпала свою пропускную способность.
Г-н Причко также пояснил «Интерфаксу», что падение биржевых котировок криптовалют практически не повлияло на объёмы майнинга в Иркутской области. При сельском тарифе около 1 рубля за кВт•ч и ежегодном перекрёстном субсидировании в размере около 6 млрд рублей в Иркутской области число «серых» майнеров продолжает расти, констатировал он. Между тем, по словам Олега Причко, в среде легальных майнеров, чьи криптофермы подключены по тарифу 3-3,5 рубля за кВт•ч, уже есть те, кто решил приостановить работу. «Такие примеры в регионе существуют», – сказал гендиректор «Байкальской энергетической компании».
Он напомнил, что деятельность «серых» майнеров приводит к перегрузке сетей, аварийным отключениям целых поселков и лишает сетевую компанию возможности новых технологических присоединений.
«К сожалению, законодатель до сих пор не определил понятие майнинга. И мы вынуждены идти по пути судебного взыскания с «серых» майнеров платы за использованное электричества по коммерческому тарифу», – отметил глава БЭК.
В настоящему времени «Иркутскэнергосбыт» таким образом сумел взыскать с майнеров суммарно 300 млн рублей.
Иркутск стал неофициальной столицей майнинга за счёт самого низкого тарифа на электроэнергию в РФ для населения. По данным энергетиков и МВД, в Иркутской области добывают криптовалюту с помощью б/у ASIC-майнеров из Китая. Их находят в частных домах, дровяниках, в бараках, на балконах многоэтажек и даже в собачьих будках.
В 2021 году губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обращался к правительству РФ с предложением дать право субъектам федерации самостоятельно устанавливать тарифы на электроэнергию для населения с дополнительной дифференциацией по объёмам потребления, что могло бы частично решить проблему «серого» майнинга. 14 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому регионам разрешено вводить дифференцированный тариф на электроэнергию.