ФАС против выхода РЖД на ОРЭМ из-за наличия у монополии сетевых активов
У РЖД возникли трудности с выходом на оптовый энергорынок для покупки электроэнергии без посредников. Как передал 17 августа «Коммерсант», против выступила ФАС, так как железнодорожная монополия владеет сетями, что несовместимо с энергосбытовой деятельностью. По оценкам аналитиков, РЖД, которые тратят на покупку энергии по 190 млрд рублей в год, выход на оптовый рынок позволил бы экономить 5 млрд рублей ежегодно.
РЖД просит включить его в состав «Совета рынка» и в реестр субъектов оптового энергорынка. Вопрос будет рассмотрен на заседании набсовета «Совета рынка» 23 августа (в газете видели проект протокола). Согласно документу, компания просит зарегистрировать за ней группу точек поставки (ГТП) потребления в границах Краснодарского края. Сейчас РЖД на этой территории покупает электроэнергию у посредника – гарантирующего поставщика «ТНС энерго Кубань».
РЖД пытается самостоятельно выйти на оптовый энергорынок с 2019 года, чтобы экономить на покупке электроэнергии. Монополия – один из самых крупных потребителей электроэнергии в РФ. В 2021 году она увеличила объём потребления почти на 5%, до 51,46 млрд кВт•ч (около 4,6% электропотребления в РФ). Затраты РЖД на покупку электроэнергии выросли на 8,8% год к году, достигнув в 2021 году 188,9 млрд рублей.
Сейчас монополия покупает электроэнергию у сбытовых компаний, дополнительно выплачивая им надбавку. Основной посредник – «Русэнергосбыт» (структура ЕСН Григория Берёзкина и итальянской Enel). Почти все крупные потребители электроэнергии, в частности «Русал», НЛМК и «Северсталь», уже закупают её без посредников. По оценкам Максима Дякина из Vygon Consulting, выход на оптовый рынок позволит РЖД сэкономить около 5 млрд рублей в год. Часть экономии РЖД придётся направить на создание и обеспечение деятельности собственных трейдинговых подразделений на опте.
Против доступа РЖД к оптовому рынку выступает ФАС. В службе пояснили, что это приведёт к нарушению закона об электроэнергетике, где содержится запрет на совмещение деятельности по передаче и купле-продаже электроэнергии. «Компания является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии более чем в 40 регионах», – отметили в ФАС. Согласно отчёту РЖД, доход монополии от передачи энергии в 2021 году составил 13,8 млрд рублей. В РЖД от комментариев отказались.
В «Совете рынка» сказали, что вопросы повестки ближайшего заседания набсовета проходят предварительное обсуждение. РЖД планирует приобретать электроэнергию на оптовом энергорынке для собственных потребностей с использованием заявленной ГТП, в которой представлено энергопринимающее оборудование РЖД. «В целях соблюдения требований законодательства РФ в отношении оборудования РЖД в этой ГТП не имеет значения, покупало бы РЖД электроэнергию на розничном рынке у энергосбыта в отношении этого оборудования или на оптовом рынке», – считают в «Совете рынка».
Законодательство предусматривает исключения из правила о запрете на совмещение видов деятельности. Так, под ограничение не попадают субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд, говорит адвокат Kulik & Partners Law.Economics Павел Дмитриев. «Возможно, РЖД будет ссылаться на исключения в законодательстве», – полагает юрист.
Партнёер Vegas Lex Евгений Родин добавляет, что в России запрещается одновременно оказывать услуги по передаче и продавать электроэнергию, а не покупать её для собственного потребления. Возможно, допускает он, речь идёт о том, что РЖД создаст новую компанию, которая будет закупать электроэнергию и продавать её другим дочерним структурам монополии. Тогда формальное нарушение запрета на совмещение видов деятельности есть, но это вполне преодолимо: запрет вводился для недопущения ограничения конкуренции, но в данной ситуации её быть не может, поскольку продажа электроэнергии будет происходить предприятиям, входящим в одну группу.