МЭР вновь попытается оценить эффективность субсидирования энерготарифов в ДФО
Минэкономразвития (МЭР) РФ собирается оценивать пользу от субсидирования тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке на основе показателей крупнейших компаний региона, но не будет учитывать динамику валового регионального продукта и индекс промпроизводства, передал «Коммерсант» 1 августа. Промышленность и аналитики критикуют методику: оптовый энергорынок уже заплатил за снижение тарифов 143 млрд рублей за последние четыре года, что принесло выгоду лишь отдельным предприятиям, не повысив инвестиционный потенциал региона в целом.
Минэкономразвития разработало методику оценки эффективности механизма искусственного снижения энергоцен для потребителей на Дальнем Востоке. Министерство будет изучать изменение нескольких показателей у ста крупнейших потребителей электроэнергии в каждом регионе Дальнего Востока. Эффективность механизма предлагается оценивать исходя из динамики инвестиций этих компаний, количества сотрудников и объёма потребления электроэнергии. Проект методики опубликован на regulation.gov.ru.
Правительство запустило механизм снижения тарифов на электроэнергию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в 2017 году под предлогом привлечения инвестиций в регион. Разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифами покрывает оптовый энергорынок (европейская часть РФ, Урал и Сибирь) через специальную надбавку за энергомощность (так называемую дальневосточную надбавку).
За четыре года оптовый рынок уже заплатил более 142,7 млрд рублей. В 2022 году ценовые зоны заплатят ещё 33,6 млрд рублей, что составит 2% от ожидаемого платежа за электроэнергию и мощность, посчитал Максим Дякин из Vygon Consulting. Механизм снижения тарифов должен постепенно завершиться к 2028 году.
Методика Минэкономики имеет недостатки, считают промышленные потребители. Предложенный вариант методики измеряет скорее степень привлекательности льготного тарифа, чем его экономическую отдачу, говорят в «Сообществе потребителей энергии». Ассоциация указывает, что методика отслеживает только динамику инвестиций без учёта валового регионального продукта (ВРП) и индекса промышленного производства – «показатель полезного отпуска зашумлен объёмами, перешедшими из-за тарифных льгот в общую сеть от собственных более дорогих энергоисточников, а показатель прироста занятости отчасти противоречит инвестициям в эффективные технологии и автоматизацию производства».
В Минэкономики заявили, что показатели для оценки выбирались исходя из того, достижение каких эффектов от механизма поддержки все заинтересованные ведомства посчитали наиболее приоритетными. «Касательно макроэкономических показателей – они зависят от значительно большего количества факторов, никак не связанных со стоимостью электрической энергии и рассматриваемым механизмом поддержки», – отметили там. В ФАС сказали, что после анализа документа, размещённого на regulation.gov.ru, направят позицию в Минэкономики. В Минэнерго на запрос не ответили.
В «Совете рынка» считают, что ВРП и индекс промпроизводства – «излишне обобщённые показатели, поскольку рассматриваемый механизм оказывает влияние далеко не на всех потребителей региона». Так, механизм не может оказать значимого влияния на динамику этих показателей в регионах с небольшой субсидией (например, в Бурятии), и оценку эффективности целесообразно проводить прежде всего для энергоёмких предприятий. При этом необходимо принимать во внимание влияние иных факторов: повышение энергоэффективности производства, изменение технологий и продуктовой линейки предприятия, конъюнктуру рынка сбыта.
Дальневосточная надбавка на практике повышает инвестиционную привлекательность региона лишь для ограниченного числа самых энергоёмких потребителей и только в изолированных энергорайонах, не повышая инвестиционный потенциал регионов в целом, считает Евгений Рудаков из ИПЕМ. «Негативные эффекты для потребителей ценовых зон налицо, а положительное влияние на инвестиционный климат на Дальнем Востоке крайне неочевидно», – говорит он.
По оценкам эксперта, на Дальнем Востоке в среднем инвестиции росли чуть быстрее, чем в России (на 32% за 2017-2021 годы против 21% в целом по стране) за счёт низкой базы. В ряде регионов динамика вообще была отрицательной (например, в Сахалинской области – минус 20%). Правила механизма постоянно меняются, а теперь принимается методика, которая фактически должна оценивать эффективность отмены надбавки, хотя эффективность её введения никто не оценивал. По мнению г-на Рудакова, льготные условия бизнесу Дальнего Востока нужно предоставлять за счёт бюджета.