ФАС предлагает ввести «эталоны» в сфере сбыта тепла
Федеральная антимонопольная служба предлагает распространить механизм эталонных затрат на теплоснабжение, сообщила служба. Структуру затрат теплоснабжающих компаний на сбытовую деятельность предполагается оптимизировать с помощью метода «эталонов».
Соответствующий проект постановления правительства ФАС опубликовала на едином портале нормативных и правовых актов. Согласно документу, речь идёт о внедрении так называемых эталонов затрат и эталонных расходов, которые будут определяться регуляторами и в дальнейшем влиять на тарифы. Из документа следует, что затраты компаний будут систематизированы по видам деятельности, её масштабу (в рамках регионов и объёмов продаж), технико-экономическим и другим параметрам.
«В настоящее время разница в тарифах организаций в сфере теплоснабжения, находящихся в сопоставимых условиях, может составлять десятки раз», – отмечается в пояснительной записке к документу. Переход к методу «эталонов» (или методу сравнения аналогов, как ещё называет его служба) позволит «исключить субъективные оценки экономической обоснованности расходов со стороны органов регулирования», считают в ФАС. В конечном итоге новый метод регулирования должен привести к прозрачности тарифообразования, а компаниям даст стимул повышать свою эффективность и искать возможности для оптимизации затрат, следует из документа.
Согласно пояснительной записке, первоначально речь идёт о внедрении этого механизма для сбытовой деятельности компаний, то есть для одной трети составляющих тарифа (кроме сбыта, в тарифе учитывается производство и передача). Так, для сбытового вида деятельности предлагается внедрить этот подход с 2022 года, а уже с 2023 года – распространить его и на деятельность по передаче и производству тепла. Изменения не должны затронуть население: порядок определения стоимости тепла для этой категории потребителей не меняется, указывает ФАС.
По методу «эталона» уже регулируется энергосбытовой сектор. Под «эталонным сбытом» подразумевается оптимизированный вариант затрат на выполнение тех или иных операций, которые формируют в целом картину по расходам сбытовой компании. Механизм предусматривает, что НВВ гарантирующего поставщика зависит от качества обслуживания. Кроме того, «эталоны» планировалось внедрить и для сетей.