Источник ИФ: «Минэнерго оценивает потери «Интер РАО» от введения CBAM в ЕС в 13-14 млрд рублей в год»
Минэнерго РФ оценивает возможные потери «Интер РАО» от введения в Евросоюзе с 2026 года трансграничного углеродного регулирования (CBAM) в сумму около 14 млрд рублей в год, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с расчётами ведомства.
По его словам, Минэнерго рассматривает два возможных сценария. Согласно первому, ЕС будет производить расчёт выбросов по внутренним «значениям по умолчанию», основанным на среднеевропейских значениях углеродоёмкости генерации на ископаемом топливе. В таком случае «Интер РАО» (является единственным оператором экспорта/импорта электроэнергии в РФ) может прекратить экспорт электроэнергии в ЕС, так как спред между средними спотовыми ценами на электроэнергию в ЕС и РФ с учётом платежа по CBAM станет отрицательным. Недополученная прибыль «Интер РАО» составит около 14 млрд рублей ежегодно с 2026 года.
Во втором сценарии используется оптимистичное предположение, что «Интер РАО» удастся защитить и верифицировать фактические выбросы экспортируемой электроэнергии. В этом варианте значение удельных выбросов будет оцениваться в среднем по первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал, где основу составляет газовая и атомная генерация), говорит источник «Интерфакса». По предварительному анализу «Интер РАО», поставки в Финляндию во втором сценарии могут сократиться на 40%. Потери от сокращения экспорта составят 7 млрд рублей в год, платежи за выбросы оцениваются в 5,5-6,5 млрд рублей ежегодно. Соответственно, недополученная прибыль составляет около 13 млрд рублей, приводит собеседник «Интерфакса» оценки Минэнерго. Источник «Интерфакса» также напоминает, что несмотря на то, что CBAM оплачивает импортёр, в случае с экспортом электроэнергии это будет на 100% дочерняя компания «Интер РАО» RAO Nordic. Поэтому фактически платеж за выбросы парниковых газов будет осуществлять российский резидент.
По словам собеседника «Интерфакса», в Минэнерго также отмечают, что существующий на российском энергорынке механизм свободных двухсторонних договоров (СДД) не может быть использован как инструмент подтверждения покупки электроэнергии у конкретного производителя (в частности, производителя ВИЭ или тех производителей, выбросы которых находятся ниже значений по умолчанию). Также отсутствует механизм получения подтверждения отсутствия ограничений на переток электроэнергии от поставщика до границы РФ со страной-членом ЕС. Таким образом, отсутствуют механизмы договорных отношений между производителем и покупателем электроэнергии, которые позволили бы подтвердить информацию, предусмотренную регламентом CBAM.
В качестве шагов, реализация которых поможет российским экспортёрам, Минэнерго предлагает, в частности, организовать работу по созданию системы обращения «зелёных» сертификатов – аналогичных, например, I-REC. Также предлагается начать работу над созданием системы верификации выбросов и признанием такой системы в ЕС, перечисляет источник «Интерфакса». В случае, если РФ и ЕС не удастся сблизить позиции, Минэнерго предлагает рассмотреть вопрос введения квот, налогов на выбросы парниковых газов для импортёров. По аналогии с ЕС, средства будут направляться на модернизацию российских эмитентов парниковых газов, говорит он.
Как отмечает агентство, производители «зелёной» электроэнергии в РФ всё чаще стали заключать СДД с покупателями. В частности, такие договоры уже есть у «Фортума», «РусГидро» и En+ Group. В начале сентября «РусГидро» даже объявила о начале конкурентного запроса предложений на покупку сертификатов I-REC, подтверждающих производство электроэнергии на ГЭС компании. Проведение конкурса связано с регулярными обращениями в «РусГидро» российских компаний, в том числе экспортёров, а также зарубежных компаний, которые имеют производственные мощности в России, с намерением приобрести электроэнергию, выработанную с использованием ВИЭ, сообщала компания.
В интервью «Коммерсанту», опубликованному 8 сентября, врио главы блока трейдинга «Интер РАО» Александра Панина рассказала о трёх сценариях, проанализированных холдингом в связи с планами введения CBAM. Первый предполагает расчёт пошлин исходя из выбросов СО2 на производство 1 МВт*ч из ископаемых видов топлива в ЕС. В этом случае вменённые выбросы будут составлять около 600 кг на 1 МВт*ч. При цене 50–60 евро за тонну СО2 себестоимость поставки вырастет на 35 евро за 1 МВт*ч. При одноставочной цене в РФ около 33 евро, налог окажется выше себестоимости. При дальнейшем (ожидающемся) росте стоимости квот в ЕС потери экспортёра оцениваются в сумму до 300 млн евро, что выше прибыли «Интер РАО» от этих продаж. В таком случае холдинг просто не будем поставлять электроэнергию в ЕС, сообщила г-жа Панина.
Второй вариант развития событий, который анализировали в «Интер РАО», – применение к российской электроэнергии показателя углеродоёмкости энергетики страны либо отдельного региона. Если использовать данные в целом по РФ, то он составит около 300 кг на 1 МВт*ч. В этом случае полная себестоимость с учётом CBAM составил около 50 евро, что позволит продавать энергию в периоды высокого спроса. В натуральном выражении экспорт электроэнергии в ЕС в таком случае может сократиться на 70-80%, сумма уплаченного CBAM может достичь 150 млн евро в год, поясняла член правления «Интер РАО».
Третий вариант – самый оптимистичный – предполагает индивидуальный учёт по фактическим выбросам СО2 и сохранение объёма поставок за рубеж. Экспортёр должен будет иметь СДД с конкретной электростанцией, при этом при поставке в ЕС необходимо будет доказать отсутствие сетевых ограничений на пути прохождения электроэнергии от электростанции до границы. Если свободный договор будет с ВИЭ, то налог будет равен нулю. По АЭС и большим ГЭС дискуссии ещё будут вестись, но «Интер РАО» надеется, что в любом случае налог будет крайне низкий, говорила Александра Панина.