Источники Ъ: «Газпром» может купить «Русэнергосбыт»
«Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) может приобрести основного поставщика электроэнергии для РЖД – «Русэнергосбыт», принадлежащий ЕСН Григория Берёзкина и итальянской Еnel, передал «Коммерсант» вечером 4 июня. По оценкам аналитиков, в результате «Газпром энергохолдинг» станет второй по величине энергосбытовой компанией в России.
ГЭХ (управляет энергоактивами «Газпрома») ведёт переговоры с ЕСН Григория Берёзкина и итальянской Enel о покупке их совместного предприятия «Русэнергосбыт» (РЭС, у ЕСН – 50,5%, у Enel – 49,5%). В частности, в кулуарах Петербургского международного экономического форума прошла встреча делегаций ГЭХа и Enel, где обсуждался вопрос о выходе итальянской компании из энергосбытового бизнеса.
Один из источников утверждает, что переговоры о продаже пакета, принадлежащего ЕСН, находятся на финальной стадии согласования, и сделка может быть закрыта до конца года. Переговоры с Enel идут на более ранней стадии. Цена обеих сделок ещё не определена. В ГЭХе, РЖД, ЕСН и Enel от комментариев отказались.
«Русэнергосбыт» – основной поставщик энергии для РЖД. Enel приобрела долю в РЭС в 2006 году за $105 млн. Сейчас компания занимает третью позицию на рынке сбыта электроэнергии после «Интер РАО» и «ТНС Энерго». Согласно отчётности компании, выручка по РСБУ за 2020 год – 181,46 млрд рублей, чистая прибыль – 7,49 млрд рублей. EBITDA «Русэнергосбыта» за прошлый год – 8,52 млрд рублей.
«Русэнергосбыт» – одна из немногих крупных энергосбытовых компаний, принадлежащих частным игрокам и тесно связанных с одним промышленным клиентом, но не входящих в его структуру. РЭС занимается поставками электроэнергии потребителям с 2003 года. Исходно РЭС отвечала также за энергоснабжение дочерних структур «Газпрома», «Роснефти» и «Сибура». Но впоследствии на рынке сложилась обратная тенденция: почти все крупные промышленные потребители электроэнергии стали отказываться от услуг посредников, чтобы сэкономить на сбытовой марже. В итоге в портфеле РЭС остался только один крупный клиент, формирующий до 80% его портфеля, – РЖД. У РЭС с РЖД заключён долгосрочный контракт до 2038 года.
Желание г-на Берёзкина выйти из сбытового сегмента один из собеседников газеты объясняет тем, что бизнесмен уже реализовал основные возможности развития РЭС и сейчас намерен выйти в кэш. Ещё один собеседник издания считает, что интерес ГЭХа к сделке объясняется большим дисбалансом между производством, продажей и потреблением электроэнергии: покупка РЭС – способ приобрести клиентскую базу объёмом 50 млрд кВт*ч в год. Стратегия же Enel заключается в наращивании «зелёного» портфеля и постепенном отказе от участия в традиционных для энергетики секторах бизнеса.
В случае реализации такой сделки ГЭХ станет второй крупнейшей сбытовой компанией в России по объёму передачи электроэнергии с долей рынка около 6,5%, и третьей крупнейшей по выручке, которая достигнет суммарного уровня 250–260 млрд рублей, отмечает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Скляр. По его мнению, сделка имеет три основных плюса для ГЭХа. Во-первых, в условиях установления тарифов по принципу эталонного сбыта создание национальных сбытовых групп ведёт к повышению маржинальности бизнеса при централизации некоторых процессов (биллинг, поддержка потребителей) и укреплению возможности конкуренции за счёт цены. Во-вторых, в условиях быстрорастущего спроса на «зелёную» энергию в стране наличие собственной сбытовой компании даёт гарантию спроса на продукцию собственной оптовой генерации «Газпрома» в долгосрочной перспективе, снижая риски образования дисконта на выработку газовых и угольных станций группы. Наконец, в-третьих, «Русэнергосбыт» уже имеет достаточную инфраструктуру для организации поставок электроэнергии практически в любой точке страны с учётом профиля его основных клиентов. Это позволит объединённой сбытовой компании «Газпрома» сразу же заявить претензии на лидерство в этом сегменте рынка и в перспективе обслуживать энергетические потребности всей группы «Газпром».