В 2020 году бизнес увеличил срок просрочки при оплате света на 25%, тепла – на 10%

Бизнес после пандемии восстанавливает платежи за энергоресурсы и коммунальные услуги медленнее, чем за другие товары и услуги, заметили аналитики «СПАРК-Интерфакс». По их оценкам, в прошлом году средняя просрочка платежей за электроэнергию выросла на 25%, а за тепло и воду – на 10%. Как указывает 10 марта «Коммерсант», бизнес неохотно платит за услуги ЖКХ, потому что расчёты происходят постфактум, а мер воздействия на неплательщиков нет, говорят эксперты.

Бизнес (юридические лица и индивидуальные предприниматели) после карантина постепенно восстанавливает платежи за коммунальные услуги. Так, в первом полугодии средняя просрочка (в днях) платежей за электроэнергию выросла сразу в 1,4 раза год к году, а за тепло, воду и вывоз мусора – в 1,2 раза, согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс». Во втором полугодии ситуация стала улучшаться: просрочка за электроэнергию выросла в 1,1 раза год к году, а за тепло, воду и вывоз мусора оказалась на уровне 2019 года. В результате по итогам всего года показатель по электроэнергии вырос в 1,25 раза, а по остальным услугам – в 1,1 раза.

Пандемия негативно отразилась на своевременности расчётов, но последствия оказались менее пугающими, чем ожидалось, отмечают аналитики «СПАРК-Интерфакс». Например, доля просрочки свыше 90 дней за электроэнергию в июне 2020 года составляла 24% против 2,1% в июне 2019 года, в ноябре – 18,9% против 7,9%, а в декабре – около 43% против 23%. Доля просрочки свыше 90 дней за тепло, воду и вывоз мусора во втором полугодии находилась в диапазоне от 17% до 57% в зависимости от месяца.

Практически не изменилась картина с расчётами бизнеса за другие товары и услуги, например за связь, транспортно-логистические услуги, лизинг, оборудование и стройматериалы. По данным «СПАРК-Интерфакс», уровень платежей без просрочки начиная с июня находился в диапазоне 66,5–75,5% в зависимости от вида товара или услуги. Просрочка более 90 дней во втором полугодии находилась в диапазоне 2–6,9%.

В 2020 году увеличение объёма дебиторской задолженности за тепловую энергию наблюдалось по всем группам потребителей, сообщили в «Совете производителей энергии» (СПЭ). Наибольший прирост приходится на группу «Промышленные потребители» – рост на 27,9%, или на 1,2 млрд рублей, а также на группу «Прочие потребители», которая увеличила долг на 25,2%, или на 3,5 млрд. Группа «Потребители ЖКХ» увеличила долг на 6,5%, или на 8,7 млрд рублей, из-за действовавшего моратория на взыскание пеней за неоплату услуг, отмечают в СПЭ. В «Т Плюс» (доля на рынке теплоснабжения РФ около 8%) говорят, что собираемость платежей за тепло по юрлицам и ИП во втором квартале 2020 года упала на 5,69%. Благодаря «комплексной работе с проблемными долгами и разъяснительной работе с потребителями» падение собираемости за весь год сократилось до 1,64%, говорят в компании.

В Ассоциации ГП и ЭСК сообщили, что во втором полугодии платежи за электроэнергию стали восстанавливаться, а в целом по итогам 2020 года удалось выйти на уровень оплаты 2019 года. За вывоз мусора юрлица, напротив, стали рассчитываться лучше. По данным «Российского экологического оператора», за 2020 год юрлицам было выставлено к оплате 48,9 млрд рублей, из них оплачено – 43,4 млрд (88,7%). Для сравнения: в 2019 году было выставлено к оплате 43,4 млрд рублей, а оплачено 35,7 млрд (82,3%).

«В бизнесе в целом нормой является предоплата за поставленную продукцию (услуги), а в сфере ЖКХ авансы предусмотрены только для части категорий потребителей и не в полном объёме», – говорят в Ассоциации ГП и ЭСК. Кроме того, у энергоснабжающей организации зачастую отсутствуют эффективные механизмы воздействия на потребителей и нет возможности отключить их при наличии задолженности, поясняют в ассоциации. Уровень оплаты услуг ЖКХ в текущем году вернётся к уровню 2019 года, если вновь не произойдёт резкого роста заболеваемости или введения новых ограничительных мер, полагает Денис Красновский из АКРА.

Коммерсант