Потребители энергоресурсов улучшают платёжную дисциплину после карантина

Платежи за электроэнергию, тепло и воду, как и ожидалось, резко сократились в начале карантина, однако уже в мае ситуация стала улучшаться, оценили аналитики «СПАРК-Интерфакс». Однако общие показатели всё ещё далеки от прошлогодних уровней, предупреждают участники рынка, что грозит энергетикам кассовыми разрывами к концу года.

Платежи потребителей (юридические лица и индивидуальные предприниматели) за коммунальные услуги стали снижаться ещё до введения карантина. В январе – марте средняя просрочка (в днях) за тепло и воду выросла в 1,2 раза год к году, а за электроэнергию – в 1,5 раза, следует из данных аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» (анализ на основе данных гарантирующих поставщиков в 24 регионах, предприятий теплоснабжения в 36 регионах, а также водоканалов в 14 регионах). Наиболее глубокий провал платежей ожидаемо произошёл после введения ограничительных мер из-за коронавируса. Например, доля оплат за тепло- и водоснабжение с задержкой свыше 91 дня составила 52,4%, что почти в пять раз выше показателя за аналогичный период прошлого года. Доля оплат без просрочек составила в апреле 34,4% против 45,8% год назад. Доля оплат за электроэнергию с задержкой свыше 91 дня составила 7,3% против 2,5% в апреле прошлого года.

В мае ситуация стала несколько улучшаться, замечают аналитики «СПАРК-Интерфакс». Доля своевременной оплаты за воду и тепло выросла до 47,6% против 60,9% в мае прошлого года, а доля просроченных платежей свыше 91 дня сократилась до 25,4% против 9,7% в мае прошлого года. Показатели расчётов за электроэнергию всё ещё хуже данных за май прошлого года, но уже близки к уровню апреля 2019 года. Так, доля своевременных оплат составила 47,6%, а доля оплат с просрочкой более 91 дня – 2,5%.

Компания «Т Плюс» (доля на рынке теплоснабжения РФ около 8%) в апреле недополучила 20% платежей за теплоснабжение. В мае падение собираемости уже составило 4,5% по теплу и электроэнергии, но в денежном выражении это свыше 1 млрд рублей выручки, сообщили в компании. «Восстанавливаются платежи со стороны населения на прямых договорах – люди освоили онлайн-форматы. Но этот рост сводится на нет низкой дисциплиной со стороны УК, ТСЖ, ЖСК, некоторые из них действительно в тяжёлом положении, но многие сейчас просто спекулируют на кризисе», – говорят в «Т Плюсе».

По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, уровень расчётов за электроэнергию по всем потребителям в апреле сократился на 7,5% к соответствующему месяцу прошлого года, в мае – на 7,2%, а в июне – на 4%. Однако с учётом фактора снижения начислений глубина падения составляет 9–11%, при сохранении этой ситуации к концу года кассовые разрывы гарантирующих поставщиков достигнут 500 млрд рублей, отмечают в ассоциации.

Денис Красновский из АКРА считает, что снижение уровня неплатежей за электроэнергию в мае обусловлено в том числе продолжающимся падением потребления. Однако дальнейшего роста расчётов ждать не стоит, полагает он, указывая на снижение показателя в июне. Сейчас самым злостным неплательщиком остается население, что обусловлено падением доходов, при этом доля населения в платежах составляет около 13%, бюджетных организаций – примерно 7%, остальное приходится на коммерческих потребителей.

Коммерсант