Минэкономики хочет урезать маржу «Русэнергосбыта» по контракту с РЖД
Минэкономики предлагает кардинально скорректировать условия долгосрочного контракта РЖД с основным поставщиком электроэнергии «Русэнергосбытом» (РЭС) Григория Берёзкина. В частности, речь идёт о снижении маржи РЭС на 30%. В результате, по оценке министерства, РЖД может сэкономить до 5,5 млрд рублей в год. По мнению аналитиков, РЭС придется согласиться на уступки, иначе он потеряет основного клиента, но разумнее было бы создать условия для конкуренции с другими поставщиками электроэнергии.
Замминистра экономики, член совета директоров РЖД Михаил Расстригин предложил вице-премьеру Максиму Акимову пересмотреть условия недавно заключённого договора между железнодорожной монополией и её основным поставщиком электроэнергии «Русэнергосбытом» (РЭС, 50,5% у ЕСН Григория Берёзкина, 49,5% у итальянской Enel). Этот вопрос был включён в повестку в ходе совета директоров монополии 27 мая, но решение не было принято, предложения отправили на дополнительную проработку, говорят источники.
Договор на поставку электроэнергии с РЭС совет директоров РЖД ещё 19 февраля продлил до конца 2038 года. Но уже после его заключения Минэкономики предложило снизить размер маржи РЭС – регулируемой сбытовой надбавки – до 70% от среднеарифметической маржи региональных гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона). В частности, из необходимой валовой выручки (НВВ) РЭС предлагается вычесть «необязательные» для независимого ГП расходы на формирование резервов по сомнительным долгам и обслуживание кредитов – эти статьи формируют 31,8% НВВ ГП. Затраты РЖД на покупку электроэнергии тогда могут снизиться на 1,5 млрд рублей в год (без НДС, в ценах 2014 года), посчитали в Минэкономики. По данным ассоциации ГП и энергосбытовых компаний, средневзвешенная сбытовая надбавка для крупных потребителей в 2019 году составляет около 0,15 рубля за 1 кВт/ч.
Ещё до 2 млрд рублей монополия сможет сэкономить за счёт изменения порядка определения оплаты мощности. Сейчас по правилам энергорынка она рассчитывается пропорционально участию компаний в региональных пиках потребления. Но в регионах, где РЭС не имеет статуса ГП, поставщик выставляет более дорогие счета, отмечается в письме.
Кроме того, указывает г-н Расстригин, в части регионов, где РЖД напрямую подключено к магистральным сетям «Федеральной сетевой компании» (ФСК, подконтрольна «Россетям»), РЭС платит за услуги по передаче по низкому тарифу ФСК, но выставляет монополии счёт по более высокому тарифу территориальных сетевых организаций. Устранив эти переплаты, РЖД сможет экономить до 1 млрд рублей в год. Возможность свободно выбирать ценовую категорию (зависит от объёма потребления и определяет порядок оплаты) сократит траты ОАО РЖД ещё на 1 млрд рублей.
В 2018 году расходы РЖД на закупку электроэнергии выросли на 6,7%, до 171,2 млрд рублей, потребление компании в 2017 году – 48,4 млрд кВт/ч (около 4% от всего потребления в РФ). РЖД планирует оптимизировать траты на электроэнергию также за счёт самостоятельного выхода на оптовый энергорынок, эффект оценивается в 470 млн рублей в год.
Закупка электроэнергии через РЭС уже вызывала нарекания у Минэкономики: в 2015 году экс-замминистра Николай Подгузов говорил, что маржа поставщика слишком велика и монополия могла бы сэкономить 5–6 млрд рублей в год. В Минэкономики не ответили, в аппарате Максима Акимова сообщили, что пока не ознакомились с содержанием письма, в РЖД сообщили, что письмо г-на Расстригина в компанию пока не поступало. В ЕСН сообщили, что основная цель сотрудничества с РЖД – снижение затрат монополии на долгосрочной основе, работа по внесению изменений в договоры ведётся регулярно. В компании добавили, что Минэкономики с 2015 года регулярно проводит анализ всех затрат РЖД, и РЭС эту работу поддерживает.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» полагает, что снижение сбытовой надбавки должно достигаться через конкуренцию сбытовых компаний, нежели административными мерами. Но, как поясняет аналитик, предложение Минэкономики о снижении маржи РЭС всё же имеет смысл – РЖД не создаёт особых кассовых разрывов, а качество дебиторской задолженности монополии существенно выше среднего по стране. Для РЭС, отмечает г-н Скляр, в этих условиях «создаётся безвыходная ситуация – уход крупнейшего потребителя будет критичнее снижения надбавки».