ФАС утвердила методику расчёта эталонных затрат для сбытов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила приказ о новой схеме расчёта эталонной сбытовой надбавки. Приказ «Об утверждении методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» опубликован на федеральном интернет-портале нормативных правовых актов.
Сейчас энергосбытовая надбавка в тарифе прямо пропорциональна затратам компании на покупку энергии. Новая методика предполагает расчёт надбавки исходя из эталона. Как отмечается в документе, новая схема позволяет отказаться от ежегодных споров гарантирующих поставщиков с регуляторами при расчёте основных статей затрат, которые необходимо включить в утверждаемый размер сбытовых надбавок, отсутствует необходимость подтверждения их существенным количеством обосновывающих материалов, позволяет сделать процесс прозрачным и понятным для всех участников рынка.
Для гарантирующих поставщиков (ГП) вводится понятие расчётной предпринимательской прибыли – 1,5% от валовой выручки без учёта платежей сетям, что обеспечивает прозрачность доходности энергосбытовой деятельности для акционеров компаний, инвестиционного сообщества и остальных участников рынка.
Предполагается поэтапный переход ГП к эталонной валовой выручке (график утверждается главной региона).
Надбавка будет дифференцирована по группам потребителей для каждого региона с учётом масштаба деятельности гарантирующего поставщика. Это позволит объективно учесть в утверждаемых сбытовых надбавках все региональные особенности: плотность проживания населения и расположения других групп потребителей, уровень зарплат, стоимость аренды помещений, затраты на печать и доставку квитанций, уровень банковского сервиса в регионах.
Методика также позволит учитывать переменные составляющие затрат, включаемые в размер сбытовой надбавки, в частности, резервы по сомнительным задолженностям и проценты по кредитам, что будет стимулировать энергосбытовые компаниям повышать собственную эффективность за счёт проектов автоматизации и более активной работы с должниками. Кроме того, введение эталонов позволит корректно учитывать неподконтрольные затраты, такие как размер амортизации, налоги, капитальные вложения и мероприятия инвестиционной программы.
Утверждаемые эталоны планируется пересматривать не чаще одного раза в три года.
Идея эталонизации сбытовой надбавки возникла ещё в 2011 году. Участники рынка хотели уйти от регулируемой надбавки, которая не позволяла им получать прибыль и не покрывала затраты. По мнению ФАС, затраты сетевых компаний при введении эталона должны состоять из двух частей: постоянной составляющей расходов, которая должна быть определена по методу эталонных затрат, и переменной, которая определяется с учётом инвестиционной программы компании, утверждённой региональным правительством.
ФАС оценивает экономию потребителей от новой методики расчёта за три года в 12,7 млрд рублей.