СО ЕЭС: «Экономический эффект от АЭК может достигать 30-35% от затрат на электроснабжение»

Правительство РФ согласовало запуск пилотных отборов проектов активных энергетических комплексов (АЭК) – по сути, союза распределённой генерации в рознице и её потребителей, следует из соответствующего постановления на официальном интернет-портале правовой информации.

В АЭК может входить электростанция мощностью менее 25 МВт (не работающая на оптовом рынке) и энергопринимающие устройства, соединённые между собой сетями, не принадлежащими сетевой компании. Производство и потребление таких комплексов будет регулироваться посредством интеллектуального соединения.

Согласно постановлению, наличие такого соединения – обязательно для АЭК, их владельцы установят соединения сами. Как пояснили «Интерфаксу» в «Системном операторе» (СО ЕЭС), соединение предназначено «для поддержания параметров перетока в пределах величины разрешённой мощности активного энергетического комплекса, величин разрешённой мощности субъектов активного энергетического комплекса, а также для балансирования процессов производства и потребления электроэнергии, в том числе дистанционного ограничения режима потребления».

Отбор закончится, когда заявки выберут максимальную квоту в 250 МВт, либо через два года после запуска пилотного проекта. Отбор участников пилота будет осуществлять спецкомиссия Минэнерго на основании поданных заявок. «Какое количество заявок будет подано, пока оценить сложно», – отметили в СО ЕЭС.

В настоящий момент общее число объектов распределённой генерации в ценовых зонах превышает 400 единиц. «По предварительной оценке, в первой ценовой зоне (исключая территории, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков) 233 электростанции суммарной установленной мощностью менее 3 ГВт соответствуют критериям участника пилотного проекта», – отмечают специалисты СО ЕЭС.

Экономический эффект для участников АЭК возникает «за счёт того, что каждый потребитель АЭК гарантирует, что его потребление из сети в любой момент времени может быть ограничено до уровня индивидуально установленной величины разрешённой мощности». «Взамен потребители АЭК получают возможность оплачивать ставку за содержание электросетей в пределах этой же величины разрешённой мощности, но не более своего фактического потребления из сети сетевой организации», – отметили в операторе.

«Первые расчёты, выполненные для потенциальных участников, показали, что экономический эффект от реализации АЭК может достигать 30-35% от общих затрат на электроснабжение. Распределение данного эффекта между субъектами АЭК не регулируется, участники определяют его самостоятельно», – подчеркнули в СО ЕЭС.

У сетей и гарантирующих поставщиков будут обязательства в отношении АЭК оказать услуги по передаче электроэнергии. Постановление предполагает два типа оплаты владельцами АЭК передачи электроэнергии, квота в 250 МВт должна быть поровну поделена между ними. Один из вариантов предполагает оплату только того объёма услуг, который не был обеспечен выработкой. Другой вариант предполагает оплату услуг по передаче в полном объёме, но в виде минимальной из величин – либо объёма передачи, либо величины разрешённой мощности комплекса.

В работе активного энергокомплекса не сможет участвовать население, речь идёт только о крупных потребителях – промпредприятиях, административно-деловых центрах и торговых комплексах. При этом из состава участников АЭК можно будет выйти.

К марту 2023 года Минэнерго должно будет проанализировать результаты пилотного проекта и доложить правительству.

Источник: Интерфакс