Минэнерго видит риски пересмотра долгосрочных соглашений в энергетике из-за «регуляторной гильотины»

Минэнерго видит семь групп рисков, возникающих при применении «регуляторной гильотины» в электроэнергетике, сообщила замминистра Анастасия Бондаренко в статье министерского журнала «Энергетическая политика».

Риски связаны с проектом федерального закона «Об обязательных требованиях в РФ», который разработан в рамках «регуляторной гильотины». Большинство устанавливаемых в электроэнергетике обязательных требований попадут под действие будущего закона.

Первый риск – это сроки введения обязательных требований, что приведёт к невозможности принятия мер либо оперативного решения части задач в электроэнергетике. Второй связан с тем, что по общему правилу нормативные правовые акты правительства и федерального органа исполнительной власти, содержащие обязательные требования, должны предусматривать срок действия, не превышающий шести лет. При этом подавляющее количество обязательных требований в электроэнергетике установлено на уровне правительственных актов и является экономической основой для заключенных долгосрочных (на 15‒20 лет) договоров на строительство и модернизацию электростанций, развитие регионов (ДПМ, ДПМ АЭС/ГЭС, ДПМ ВИЭ, КОММод, развитие ДФО и пр.).

Ещё один риск обусловлен тем, что законопроект предусматривает отмену с 1 января 2021 года нормативных правовых актов, которые вступили в силу до этой даты и содержат обязательные требования. Кроме того, с 1 января 2021 года исключается возможность оценки соблюдения содержащихся в этих актах обязательных требований при осуществлении государственного контроля, предоставления государственных и муниципальных услуг, говорится в релизе Минэнерго.

Анастасия Бондаренко подчеркнула, что если установленные в электроэнергетике обязательные требования будут одномоментно отменены с 1 января 2021 года либо будет исключена возможность обеспечения их исполнения, подготовка новых неминуемо приведёт к ревизии ранее принятых решений и попыткам их пересмотра участниками рынка. В том числе это затронет меры по укреплению платёжной дисциплины потребителей (размер задолженности на ОРЭМ по итогам февраля составлял 78,5 млрд руб­лей, на розничных рынках по итогам января – 301,9 млрд руб­лей), развитие экономики отдельных регионов страны (объём финансирования строительства генерации в Крыму и Калининграде достигает порядка 30 млрд руб­лей в год; объём средств, направляемых на снижение тарифов на Дальнем Востоке, составляет 37,6 млрд руб­лей в год, на поддержку регионов Северного Кавказа, Тывы, Бурятии и Карелии – около 20 млрд руб­лей в год) и прочее.

«Положения законопроекта обоснованно не распространяются на общественные отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Однако разработчиками законопроекта не учтено, что нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики регулируются отношения, связанные с производством и обращением электрической энергии, произведённой на АЭС», – обозначается в статье ещё один риск.

«Регуляторная гильотина» будет, конечно же, не смертью, а спасением для электроэнергетики. Она позволит избавить эту важную сферу правоотношений от избыточных, устаревших и неактуальных требований, продолжив реформирование регулирования в интересах всех участников рынка. Но это будет возможно при точечном, адресном и аккуратном применении её отдельных элементов с учётом специфики отрасли», – считает заместитель министра энергетики.

Источник: Пресс-служба Минэнерго