Минэнерго предлагает перераспределить «перекрёстку» между крупными потребителями

«Последняя миля» на заре реформы электроэнергетики была придумана как временная мера, чтобы поддержать на плаву распределительные сетевые компании – МРСК. Они получили право арендовать у управляющей магистральными сетями (ЛЭП напряжением свыше 220 КВт) ФСК подходящие к промышленным предприятиям участки и получать двойную плату – за свои услуги и тариф на передачу электроэнергии по этому участку. Это позволяло МРСК не повышать тариф на передачу электричества населению.

За пять лет к 2017 году размер перекрёстного субсидирования в сетевом комплексе вырос почти на 70% до 368 млрд рублей, а в 2022 году, по оценкам Минэнерго, составит 417 млрд рублей. И вся эта нагрузка ложится на малый и средний бизнес, ЖКХ и бюджетные предприятия, так как крупные энергопотребители уходят в собственную генерацию или подключаются напрямую к сетям ФСК, тариф которой не включает перекрёстное субсидирование, говорится в материалах ведомства.

Чтобы это исправить, Минэнерго подготовило законопроект, который равномерно распределит величину перекрёстного субсидирования между всеми потребителями (кроме населения) независимо от того, к каким сетям они подключены – магистральным или распределительным. Тарифы будут меняться в зависимости от категории потребителей. Ещё Минэнерго предлагает изменить условия оплаты услуг транспортировки для клиентов, которые подключились к сетям после 1 января 2023 года. Они должны будут оплачивать энергию по единым тарифам, старые – с учётом распределения перекрёстного субсидирования. Это позволит прочим потребителям снизить платежи на 1%, или на 31 млрд рублей в год. «Россети» поддерживают инициативу Минэнерго, передала через представителя заместитель гендиректора холдинга по экономике Оксана Шатохина: для повышения инвестпривлекательности и эффективного развития сетевых предприятий необходимо устанавливать долгосрочные, экономически обоснованные и прозрачные тарифы, считает она.

Предполагалось, что «последняя миля» просуществует, пока не будет выработана новая система тарифообразования, которая компенсировала бы МРСК более высокие расходы на содержание сетей, чем у ФСК. В июле 2017 года действие последних договоров аренды должно было закончиться, кроме некоторых регионов.
Крупные промышленные потребители, такие как UC Rusal и др., годами боролись с «последней милей» и в 2014 года наконец получили возможность заключать прямые договоры с ФСК (её тариф в 3–4 раза ниже – данные Минэнерго), а теперь предлагается развернуть ситуацию обратно, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Равномерное распределение перекрёстного субсидирования будет означать рост тарифа на передачу электроэнергии для крупных потребителей на 92%, т. е. в среднем общий платёж для них станет больше на 16%, оценивает она.

По оценкам Минэнерго, в 2017 году темпы роста тарифов для населения составляют 4,3% по сравнению с 2016 годом, а для прочих потребителей – 10,5%. Чтобы к 2022 году снизить перекрёстное субсидирование до 89 млрд рублей, тариф для населения с 2018 года должен расти ежегодно на 13,9%, что сейчас невозможно, отмечает Минэнерго. Единственный способ ликвидировать перекрёстное субсидирование – опережающий рост тарифов для населения, парирует Наталья Порохова. Минэнерго этим проектом расписывается в собственном бессилии, говорит директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв: вместо сокращения перекрёстного субсидирования ведомство предлагает его узаконить, а ликвидированную «последнюю милю» восстановить и увеличить.

Предложение о равномерном распределении перекрёстного субсидирования требует проработки и обсуждения последствий, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королёв. А введение дифференцированного тарифа он считает преждевременным. В Минэкономразвития это предложение пока не поступало, сказал представитель.

Ведомости