ФСК может потратить на электрификацию БАМа и Транссиба дополнительно 70 млрд рублей

«Федеральная сетевая компания» (ФСК) может увеличить свою инвестпрограмму до 2024 года на 70 млрд рублей для финансирования объектов электроснабжения Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Сейчас в инвестпрограмме объёмом 559 млрд рублей, которую госкомпания отправила на утверждение в Минэнерго, на БАМ и Транссиб заложено только 85,8 млрд рублей. По данным компании, эти средства позволят увеличить грузопоток по магистралям до 120 млн тонн в год, но не до 180 млн тонн, как это заложено в майском указе президента РФ. Дополнительные вложения в размере 70 млрд рублей. ФСК может профинансировать через плату за техприсоединение, тарифную выручку и заёмные средства.

ФСК (подконтрольна «Россетям») представила план инвестпрограммы на 2020–2024 годы в объёме 559 млрд рублей. Большую часть суммы 261,5 млрд рублей планируется направить в обновление мощностей, 98,1 млрд рублей – на техприсоединение потребителей и генерации, 54,6 млрд рублей – на программу развития, следует из материалов компании. При этом на строительство энергообъектов для снабжения БАМа и Транссиба заложено 85,8 млрд рублей. ФСК 12 декабря направила инвестпрограмму в Минэнерго.

Согласно проекту модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба, паспорт которого был утверждён правительством в 2014 году, планировался прирост перевозок на 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, до 124,9 млн тонн в 2019–2020 годах. Однако, согласно майским указам президента РФ, пропускная способность магистралей к 2024 году должна увеличиться до 180 млн тонн. РЖД необходимы новые подстанции и магистральные сети из-за роста потребления электричества на тягу поездов и для строительства новой инфраструктуры. На первом этапе ФСК должна построить 18 энергообъектов для нужд РЖД, половина из них – на Дальнем Востоке.

ФСК придётся увеличивать объём инвестиций в инфраструктуру БАМа и Транссиба. Запланированных 85,8 млрд рублей хватит только на завершение уже строящихся объектов, необходимых для расширения грузопотока БАМа и Транссиба до 120 млн тонн в год, рассказал 25 декабря председатель правления ФСК Андрей Муров на встрече с аналитиками, сообщили источники, знакомые с ходом встречи. По оценке г-на Мурова, расходы на расширение инфраструктуры для БАМа и Транссиба для провоза 180 млн тонн могут увеличиться ещё на 70 млрд рублей.

Представитель ФСК пояснил, что сейчас у компании нет «полного понимания объёмов работ», поскольку ФСК ещё не получила расчёты РЖД. Традиционные источники финансирования инвестпрограммы ФСК – тарифная выручка и плата за техприсоединение, уточнили в ФСК. Андрей Муров на встрече с аналитиками также не исключил привлечения заёмных средств. В РЖД отказались от комментариев.

У РЖД уже возникает дефицит электроэнергии на некоторых участках БАМа из-за задержек строительства магистральных сетей. В ноябре президент компании Олег Белозёров писал в Минэнерго о том, что для электроснабжения БАМа необходимо 90,2 МВт дополнительной мощности. Он отмечал, что ФСК не может построить ЛЭП 500 кВ, поскольку участок расположен в природоохранной зоне Байкала. Для покрытия дефицита Олег Белозёров попросил ведомство перекинуть из Крыма в Сибирь четыре мобильные электростанции (МГТЭС, принадлежат ФСК).

По мнению Владимира Скляра из «ВТБ Капитал», в течение пяти лет увеличение расходов на строительство инфраструктуры для БАМа и Транссиба на 70 млрд рублей может привести к годовым инвестициям ФСК в размере 110-120 млрд рублей до 2024 года.

Коммерсант