Минэнерго предлагает перестать считать сжигание пластиков на МТЭС «зелёной» генерацией

Минэнерго предлагает внести изменения в 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», скорректировав нормы, касающиеся классификации мусоросжигательных ТЭС (МТЭС) как возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Соответствующий проект размещён министерством для общественного обсуждения на regulation.gov.ru. Суть поправок: признание МТЭС «зелёной» генерацией допустимо только в том случае, когда она сжигает отходы исключительно животного или растительного происхождения. Пластмассы и пластики можно будет сжигать и дальше в рамках «энергетической» утилизации, но такая генерация не должна относится к ВИЭ.

«В настоящее время отнесение отходов производства и потребления (или остатков их сортировки) к ВИЭ и, соответственно, стимулирование технологий их непосредственного сжигания в качестве ВИЭ уже не в полной мере отвечает вызовам, стоящим перед современным обществом в части решения ключевых задач по построению экономики замкнутого цикла и снижению выбросов парниковых газов в контексте борьбы с глобальным потеплением», – говорится в пояснительной записке к проекту Минэнерго.

В современной мировой практике под ВИЭ понимаются ресурсы, полностью или частично восстанавливающиеся в ходе естественных процессов или в результате деятельности человека (в том числе, растительный и животный мир), запасы которых восстанавливаются быстрее, чем используются, либо не зависят от их использования. Таким образом, любая энергия, которая извлекается из ресурсов (в том числе отходов) растительного или животного происхождения (биомассы), может рассматриваться как возобновляемая, а соответствующие ресурсы могут относиться к ВИЭ. В то же время фракции отходов, не относящиеся к биомассе, не могут относиться к ВИЭ, считают в Минэнерго. Так, например, пластмассы и другие продукты, полученные путём переработки нефти и газа или иного углеводородного сырья и топлива, относятся к невозобновляемым ресурсам (источникам энергии), и их наличие в отходах или в остатках от сортировки отходов не позволяет в полном объёме относить твёрдые коммунальные отходы к ВИЭ. Эмиссия парниковых газов при мусоросжигании сопоставима с выработкой электрической энергии на ТЭС на ископаемом топливе (уголь), при том, что основной вклад в энергетический баланс при мусоросжигании вносят пластмассы, не относящиеся к возобновляемым ресурсам.

В тоже время, использование энергетического потенциала отходов (согласно Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года) наиболее перспективно в качестве вторичного твёрдого топлива из отходов, например, в цементной промышленности. Реализация такого подхода требует минимизации или полного отказа от выборки из отходов энергетически ценных фракций для последующей переработки и производство однородного высококалорийного топлива, с высоким содержанием горючих фракций (пластика, бумаги), представляющего собой самостоятельный высоколиквидный коммерческий продукт переработки отходов, который содержит в себе невозобновляемые ресурсы и соответственно не должен относиться к ВИЭ.

При этом масштабное использование отходов в энергетических целях затрудняет решение задач декарбонизации и сокращения выбросов в электроэнергетике в целях выполнения Парижского соглашения. Сжигание отходов будет нивелировать положительные экологические эффекты планируемых масштабных выводов неэффективной генерации и вводов солнечной, ветровой и иной низкоуглеродной электрогенерации.

«Указанное несоответствие в части отнесения к ВИЭ всех отходов производства и потребления создаёт риски возникновения устойчивого роста выбросов парниковых газов при формальном увеличении доли использования ВИЭ, что противоречит как целям развития возобновляемой энергетики, так и целям снижения антропогенного воздействия на окружающую среду», – указано в пояснительной записке к проекту ФЗ.

В связи с этим Минэнерго предлагает уточнить определение ВИЭ, данное в 35-ФЗ «Об электроэнергетике», отнеся к «зелёному» источнику энергии только отходы производства и потребления растительного и животного происхождения. В целях упрощения порядка определения доли фракций растительного и животного происхождения в составе ТКО для расчётов доли ВИЭ в составе ТКО предлагается наделить правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти полномочиями по утверждению соответствующей методики.

Федеральный закон «Об отходах…» предполагает два условия при использовании энергопотенциала мусора: из него должны быть извлечены полезные компоненты и такие отходы должны использоваться в качестве ВИЭ. При этом необходимость отнесения отходов к ВИЭ и возможность их энергоутилизации без такого отнесения не определены, а само отнесение отходов к ВИЭ в принципе не требуется, поскольку под энергетической утилизацией подразумевается обязательное полезное использование возникающего при сжигании тепла вне зависимости от характера сжигаемых отходов. Минэнерго предлагает уточнить определение энергетической утилизации в законе «Об отходах…», исключив требование обязательного использования отходов в качестве ВИЭ при их энергетической утилизации.

Источник: Переток