Принудительная дифференциация

Участники и регуляторы энергосектора начали обсуждать возможность и условия обязательного внедрения в регионах дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения (когда ставка тарифа меняется в зависимости от объёма потребления). Один из основных стимулов для этого – борьба с серым майнингом, активно растущим в регионах с низкими тарифами. Добытчики криптовалюты перегружают сети, при этом оплачивают свою коммерческую деятельность по бытовым тарифам. Крупные промпредприятия уже направили регуляторам поправки в «Основы ценообразования». Исходя из них, по итогам 2023 года дифференцированные тарифы принудительно должны быть введены в 19 регионах, а первым кандидатом является центр российского серого майнинга – Иркутская область, которая подталкивала ФАС к принятию соответствующей методики, но так и не решилась на переход, видимо, опасаясь роста социального недовольства.

Принудительная дифференциация

В августе прошлого года вступили в силу разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) новые методические указания по расчёту тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Они предусматривают возможность дифференциации тарифов в зависимости от объёмов потребления. С тех пор механизм заработал только в Кемеровской области, но и в ней тарифная сетка корректировалась уже после её формального введения. Хакасия, один из популярных у майнеров регионов, намерена перейти к дифференциации в 2024 году.

Власти основного центра российского майнинга – Иркутской области, где серое майнинговое потребление кратно выше, чем в той же Хакасии (в 2022 году, соответственно, 2,3 млрд кВт•ч против 36 млн кВт•ч), с внедрением новой системы не спешат. Примечательно, что губернатор региона Игорь Кобзев был одним из главных лоббистов темы на федеральном уровне. В сентябре 2021 года он жаловался президенту и кабмину на засилье майнеров и серьёзный рост бытового энергопотребления: в предыдущие четыре года оно составляло в среднем 5,9 млрд кВт•ч в год, а в 2021 году только за первые шесть месяцев достигло 4,7 млрд кВт•ч. Г-н Кобзев тогда просил правительство дифференцировать тарифы, поскольку сложившаяся ситуация приводит к существенным нагрузкам на электросети «с рисками развития аварий и чрезвычайных ситуаций» и усугубляет проблему перекрёстного субсидирования в энергетике. В 2022 году власти согласовали соответствующие методические указания, но передали ответственность за принятие решения, которое может оказаться непопулярным у граждан, властям регионов. С тех пор в Иркутской области прошло несколько волн формирующих соцопросов, которые организовывали как сторонники (энергетики), так и противники системы дифференцированных тарифов, но дальше этого дело так и не зашло. Возможно, на позицию региональных властей повлиял социально-напряжённый переход на новую систему в Кемеровской области.

Чиновники на местах не будут принимать решений, связанных с ростом тарифов, в силу «политической целесообразности», предупреждал в январе 2021 года глава думского комитета по энергетике Павел Завальный и заявлял о готовности поддержать решение о переходе к дифференциации на федеральном уровне. Сейчас идея обязательного введения в регионах такой системы снова начала обсуждаться. Вопрос дискутировался на одном из последних совещаний у г-на Завального с участием отраслевых регуляторов. Формального продолжения пока не было: тема обязательности проговаривалась, но без критериев для регионов, говорит один из источников «Перетока» в секторе.

На прошлой неделе Telegram-канал «СоветБезРынка» опубликовал анонимное предложение по корректировке «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (утверждены постановлением правительства №1178). Согласно ему, дифференциация тарифов для населения должна происходить в обязательном порядке «по решению регулирующих органов» региона, если прирост объёмов бытового потребления в течение последних трёх лет превысил 5% и/или объёмы перекрёстного субсидирования растут более чем на 5% в год.

Авторами поправки являются промпотребители ОРЭМ. После уточнения формулировок 7 августа предложение было направлено в Минэнерго, документ также должен поступить в ФАС, рассказал собеседник «Перетока» в среде покупателей энергии.

Финальная редакция поправки в «Основы ценообразования» выглядит так: «По решениям регулирующих органов субъектов РФ регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в случае, если темп роста объёма перекрёстного субсидирования, учтённый при регулировании на соответствующий период по отношению к предыдущему периоду превышает 5% и (или) прирост объёмов потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей в данном субъекте РФ, учтённые в прогнозном балансе при регулировании за 3 года, составляет более 5%, устанавливаются с дополнительной дифференциацией».

Готовя предложения, потребители провели расчёты на основе Сводного прогнозного баланса ФАС, оценив данные 2021–2022 годов и прогноз на 2023 год. Исходя из них, под критерии предлагаемой поправки попадают 19 регионов. Помимо Иркутской области, где бытовой спрос на энергию в прошлом году вырос почти на 9%, в число ближайших кандидатов на дифференциацию входят Краснодарский край, Ленинградская область, Татарстан, Чувашия, Хакасия, некоторые регионы Северного Кавказа (ранее в Минэнерго сообщали, что отсюда также поступают регулярные жалобы на серых майнеров).

Стандартный прирост потребления электроэнергии населением составляет около 1,5%, увеличение бытового спроса более чем на 5% за три года на этом фоне выглядит аномальным.

«Мы не видим демографического бума, в этих условиях логично предполагать «небытовой» рост», то есть попытку замаскировать «профессиональное» потребление электроэнергии и воспользоваться льготами, адресованными населению. Это не соответствует интересам потребителей и рынка в целом, поэтому местные власти должны обращать внимание на такие аномалии», – поясняет источник логику определения предельных показателей для перевода того или иного региона на дифференцированные тарифы.

На это же указывает рост «перекрёстки»: в 2023–2024 годах энергосубсидирование населения промышленностью может составить более 290 млрд рублей тогда как в 2022 году показатель ограничивался 241 млрд рублей, писал «Коммерсант». При этом в 2021 году ФАС декларировала идею сократить объём «перекрёстки» на 50–70% за семь – десять лет за счёт разницы между ростом сетевых тарифов и тарифов для населения.


Автор: Переток

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20