Индексы без майнеров
Промышленники подключились к борьбе En+ за внедрение дифференциации бытовых энерготарифов и просят правительство скорректировать постановление, ограничивающее рост платы граждан за коммунальные услуги. После вступления в силу методики ФАС о дифференциации тарифов власти Иркутской области, наиболее страдающей от майнинга, отказались переходить на этот метод, указав на необходимость корректировки ещё и норм о предельных индексах платы граждан. Сначала этот довод в секторе сочли надуманным, но после консультаций с юристами позиция изменилась.
«Сообщество потребителей энергии» попросило правительство РФ скорректировать постановление №400 («О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ»), ограничивающее рост платы граждан за коммунальные услуги. Соответствующее письмо за подписью директора ассоциации потребителей Василия Киселёва 4 октября было направлено профильному вице-премьеру Александру Новаку.
Постановление стало барьером для реализации правительственных решений, направленных на борьбу с использованием льготных энерготарифов в коммерческих целях, говорится в письме, с которым ознакомился «Переток». Чтобы исправить ситуацию, «Сообщество потребителей» предлагает дополнить пункт 7 Основ формирования индексов (утверждены постановлением № 400) нормой о том, что при расчёте предельных индексов используются тарифы для первого (стартового) диапазона объёма потребления. В этот диапазон обычно попадает подавляющее большинство потребителей, а тариф является самым низким по сравнению с расценками для других уровней потребления. Подобная оговорка уже сделана для механизма соцнормы, и сейчас этот пункт предлагается дополнить положением о тарифах, дифференцированных по объёмам. Г-н Киселёв просит вице-премьера поддержать это предложение и поручить Минэнерго и ФАС совместно с Минстроем предоставить согласованные изменения в кабмин.
Проблема большого энергопотребления со стороны майнеров под видом населения оказалась наиболее острой в Иркутской области из-за главного экономического преимущества региона – дешёвой электроэнергии: текущий базовый бытовой тариф составляет 1,3 рубля за 1 кВт•ч. Уже в 2017 году объём потребления «серых» майнеров в регионе составлял 700 млн кВт•ч. На фоне миграции оборудования после запрета добычи криптовалют в Китае нелегальный спрос в Иркутской области в 2021 году вырос сразу на 1 млрд кВт•ч и в этом году оценивается уже в 2,3 млрд кВт•ч, говорит источник, знакомый с данными «Иркутскэнерго». Последнее падение цен на криптовалюты не только не сократило масштабы проблемы, но и увеличило их: для сохранения рентабельности бизнеса в область перевозят оборудование из других регионов России.
Наиболее рациональное решение проблемы майнинга – отсечение коммерческого потребления электроэнергии за счёт дифференциации тарифов, солидарны в секторе. Понимая тревоги властей, опасающихся роста социального недовольства, иркутские энергетики соглашались на огромный стартовый диапазон – более 6 тыс. кВт•ч в месяц (пропускная способность сечения на 15 кВ с поправочными коэффициентами; более высокие тарифы применяются при превышении этого объёма). При этом на протяжении пяти лет 80% домохозяйств в регионе потребляет не более 375 кВт•ч в месяц. Аномально высокое потребление (в среднем 11,2 тыс. кВт•ч в месяц) в 2017 году показывали лишь 0,66% домохозяйств: 1,1 тыс. больших коттеджей (с высокими энергозатратами на отопление и пр.) и около 5,1 тыс. пригородных домов, где велась добыча криптовалют. Однако за последние 5,5 лет число домохозяйств в Иркутской области выросло на 10%, а количество домов с аномально высоким потреблением утроилось, говорит собеседник «Перетока», ссылаясь на данные иркутских энергетиков.
Осознав масштаб проблемы после миграции майнеров из Китая, власти Иркутской области прошлой осенью подняли её на федеральный уровень. Губернатор региона Игорь Кобзев обратился в кабмин и предложил дифференцировать бытовые тарифы для населения. В мае этого года ФАС утвердила методические указания для расчёта бытовых электротарифов, дифференцированных по объёмам потребления. Документ вступил в силу в начале августа. Но в Иркутской области, власти которой инициировали принятие методики, заявили, что она носит рекомендательный характер, и для дифференциации тарифов ещё необходимо вносить изменения в постановление правительства № 400. Сразу после этого заявления источники «Перетока» в кабмине и в секторе находили повод для отказа формальным, поясняя, что нормы постановления не препятствуют внедрению новой методики тарифообразования.
После консультаций с юристами позиция в секторе изменилась: корректировка норм расчёта предельных индексов платы граждан действительно необходима. По логике, дифференциация должна вынудить майнеров выйти из тени и перестать притворяться бытовыми потребителями, так что их спрос перестанет влиять на показатели платы граждан. При норме потребления свыше 6 тыс. кВт•ч в месяц повышенные тарифы не будут действовать для большинства обладателей просторных коттеджей, но какая-то, пусть и незначительная часть, «люксового» энергопотребления в расчётные показатели всё же может попасть. Вписать этот, пусть и незначительный прирост, в инфляционное повышение крайне сложно, так как за ежегодную индексацию жёстко конкурируют другие коммунальщики, которые, в отличие от энергетиков, не имеют иных источников получения выручки. Включение в постановление № 400 нормы о том, что при дифференциации в расчёт предельных индексов берутся только тарифы для первого диапазона объёма потребления, позволяет решить проблему, поясняет наш собеседник.
Автор: Сергей Исполатов