Соцнорму сбрасывают в регионы

Введение социальной нормы потребления электроэнергии для населения, называемое экспертами в числе наиболее реальных путей сокращения перекрёстного субсидирования в электросетях, обсуждается уже более 10 лет. «Пилот» по соцнорме стартовал в семи регионах в 2013 году, но планировавшегося в 2014 году распространения механизма на всю страну не случилось. Из-за опасений роста социальной напряжённости тему, казалось, окончательно похоронили к 2019 году, но сейчас власти вынужденно вернулись к ней из-за новой проблемы – «серого» майнинга. Впрочем, брать на себя ответственность федеральные власти вновь не решились: сейчас ФАС разрабатывает методику дифференциации бытовых тарифов, которая отдаёт этот вопрос на откуп регионам. В результате соцнорма, вероятно, появится в Иркутской области и в регионах Северного Кавказа – основных центрах майнинга в России. Для остальных субъектов Федерации ситуация выглядит неопределённой: потребители и генераторы не готовы лоббировать вопрос, так как экономические профиты туманны, а объём бумажной работы огромен. По информации «Перетока», собственные несовпадающие предложения по параметрам механизма соцнормы есть у ассоциации сбытов и «Россетей», но в секторе сомневаются, что у этих игроков на местах хватит лоббистских возможностей для продавливания социально неоднозначного решения в регионах.

Соцнорму сбрасывают в регионы

Источник: www.irkutskenergo.ru

1 февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что рабочая группа экспертного совета в сфере электроэнергетики при службе рассмотрела первый проект методики установления регионами дифференцированных по объёмам потребления тарифов на электроэнергию. Фактически речь идёт о соцнорме, право введения которой делегируется регионам. Именно они будут определять объёмы потребления в рамках тарифной линейки.

«Использование этого метода предоставляет право (не обязанность) субъектам РФ использовать такой метод установления тарифов, – подчёркивается в сообщении пресс-службы ФАС. – Также регионы самостоятельно могут определять диапазоны электропотребления и месяцы, в течение которых действует более высокий объём потребления, который применяется при электроотоплении. Эти изменения позволят регионам решить проблему распространения майнинга в бытовом секторе в субъектах РФ с низкими тарифами на электроэнергию».

Введение соцнормы в России имеет длинную историю. В семи регионах она была введена в качестве «пилота» в 2013 году (в размере 50-110 кВт•ч в месяц на человека), но распространение механизма на всю страну, намеченное на 2014 год, было отложено. Временами тема вновь возникала в повестке, обсуждались различные объёмы (до 500-700 кВт•ч на домохозяйство, при электроотоплении – до 3,3-3,5 тыс. кВт•ч), но решение не принималось: по неофициальной информации, основной аргумент против – рост социального напряжения. Подробно историю вопроса «Переток» описывал три года назад, когда занимавший в то время пост вице-премьера Дмитрий Козак заявил, что вопрос введения соцнормы закрыт. Источники говорили, что совсем забывать о соцнорме в кабмине пока не хотят: чиновники надеялись сосредоточиться на разъяснительной работе и подготовке общественного мнения, вернувшись к идее в 2020 году. В период пандемии вопрос был неактуален, но после восстановления спроса и миграции майнеров из Китая, фактически запретившего этот вид энергоёмкого бизнеса на своей территории, тему введения соцнормы подняли регионы.

Громче других о проблеме минувшей осенью заговорили власти Иркутской области: в регион с одними из самых низких энерготарифов в мире (1,23 рубля за 1 кВт•ч в городах и 0,861 рубля – в сельской местности) стали массово перевозить оборудование из Китая. По итогам 2021 года объём «серого» майнинга в области значительно превысил объём легального: 350-400 МВт против 250 МВт, рассказали на прошлой неделе топ-менеджеры «Иркутскэнерго». Годовую маржу нелегалов, к которым компания относит 1,2 тыс. домохозяйств, гендиректор Олег Причко оценил в 5 млрд рублей. «Иркутскэнергосбыт» оценивает свои прошлогодние убытки (посчитаны как сумма превышенного лимита на обеспечение жилищно-коммунальных нужд) в 1,8 млрд рублей, передал «Интерфакс» слова главы сбыта Игоря Тимонина. Майнинговые фермы находят в дровяниках, в бараках, на балконах многоэтажек и даже в собачьих будках. При этом «серый» майнинг породил всплеск криминала. По данным МВД, за последние 13 месяцев в Иркутской области зарегистрировано почти 400 случаев хищения майнингового оборудования (из 344 дел в 2021 году раскрыто 54), пресечена деятельность шести преступных групп, к уголовной ответственности привлечено около 60 человек.

Нервирующие объёмы

Год назад казалось, что федеральный центр готов вернуться к теме соцнормы и сделать ступенчатые тарифы обязательными для всей страны. По крайней мере, об этом заговорили законодатели.

«Сегодня субъекты Федерации имеют право принимать такие решения, но иногда это связано с ростом тарифов, и не берутся субъекты Федерации, губернаторы, уже в силу политической целесообразности, непопулярности этих мер эти меры внедрять. И, может быть, надо выносить вопрос на федеральный уровень, и мы готовы поддержать, чтобы на федеральном уровне вводить эти нормы, эти подходы», – заявил в январе 2021 года председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный.

За прошедшие месяцы решительности у губернаторов вряд ли прибавилось, но в декабре кабмин принял постановление, дающее региональным регуляторам право дифференцировать тарифы населения в зависимости от объёмов потребления. Сейчас ФАС разрабатывает методику, по которой объём соцнормы может быть рассчитан в каждом регионе. Определение размера социального потребления, то есть количества электроэнергии, отпускаемого по базовому тарифу, остаётся самым острым вопросом: занижение норм чревато тем самым социальным недовольством, которого ранее опасался федеральный центр.

Осенью «Иркутскэнерго» предложило установить верхних потолок потребления по бытовому тарифу на отметке 7,5 тыс. кВт•ч в месяц на домохозяйство, что фактически соответствует пропускной способности подключения на 15 кВ (с учётом понижающего коэффициента) и с лихвой покрывает потребности любого частного дома с электроотоплением. При этом среднее потребление домохозяйств в РФ в 2020 году аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Скляр оценивал в примерно 250 кВт•ч в месяц. Данные Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (АГПЭКС) приведены в таблице ниже.


Вопрос о возможных объёмах соцнормы настолько политический, что близок к гаданиям о цене нефти и курсе доллара, отмечает глава «Агентства энергетического анализа» Алексей Преснов. В случае принятия решения регионы будут стараться держать нормы повышенными – на уровне 300-400 кВт•ч, в северных и удалённых территориях – до 600-700 кВт•ч, предполагает он.

«Более жёсткие нормы – это, во-первых, риски недовольства массовых потребителей. Во-вторых, повышение расходов будет не очень приятно и для более богатых граждан, имеющих дачи с бассейнами и электроотоплением. Но в целом успех плана по внедрению соцнормы вызывает большие сомнения, как любой другой инициативы, переданной для решения на места нашим сверхцентрализованным государством», – отмечает г-н Преснов.

Кому интересна соцнорма?

На фоне постоянно растущей «перекрёстки» в оптовом сегменте энергорынка (прежде всего, в виде увеличения надбавок к цене мощности), объём бытовой «перекрёстки» в сетях увеличивается не так значительно. По данным ФАС, снизившись с 236 млрд рублей в 2014 году до 202 млрд в 2016 году, по итогам 2020 года он составил 239 млрд рублей. В апреле ФАС повысила оценочный годовой объём ещё на 2 млрд рублей, до 241 млрд. Отметим, что розничная «перекрёстка» сопоставима с масштабом субсидирования через механизм регулируемых договоров (РД) в оптовом сегменте: в 2020 году последний показатель составил 210 млрд рублей. В прошлом году объём розничного субсидирования наверняка вырос вслед за бытовым потреблением, но итоговые годовые данные о её размере пока не обнародованы. Сводной статистики по бытовому потреблению в России нет, но в Иркутской области в прошлом году спрос со стороны населения вырос сразу на 21%, до 3,95 млрд кВт•ч – вместе с майнингом его разгонял активный ввод нового жилья.

Понятно, что процесс перехода к дифференцированным по объёмам потребления тарифам пойдёт легче, если его будут инициировать участники энергорынка на местах. В теории экономическую выгоду от введения соцнормы должна получить и промышленность, доплачивающая через тариф за содержание бытовых сетей низкого напряжения, и генераторы, продающие населению энергию по заниженным ценам в рамках РД. Но на практике эта логическая конструкция не работает.

Многие крупные генераторы представлены в сбытовом сегменте и имеют опыт работы на местах: объём бумажной, бюрократической работы при введении соцнормы будет настолько колоссальным, что нивелирует возможную выгоду для поставщиков. Кроме того, неизбежно возникнут проблемы с льготными категориями граждан, учёт которых в регионах до сих пор не централизован, и иные имиджевые риски, так что ожидать от генкомпаний активного участия в вопросе соцнормы не стоит, говорит один из собеседников «Перетока» в среде генераторов.

Потребители и вовсе не видят для себя финансового эффекта от дифференциации бытовых тарифов. При уменьшении объёмов субсидирования населения (ограничении поставки по базовым ставкам) на тот же объём должны быть снижены тарифные доплаты промышленности. Но речь идёт о мизерных суммах, отмечает другой собеседник на рынке. Более того, у сетевых компаний, в частности у «Россетей», накоплен огромных объём недополученной выручки в предыдущие периоды (по экспертным оценкам, до 700 млрд рублей). При уменьшении доплат за население необходимая валовая выручка сетевиков (и платежи промышленности) останется прежней, так как снижение компенсируется включением части старой недополученной выручки, ранее не учтённой в тарифах. В этой ситуации сами «Россети» более заинтересованы в сохранении статус-кво, полагает один из источников в секторе. С этим согласен и Алексей Преснов: ничего значимого от введения соцнормы сетевые компании не получат, так как «их «перекрёстка» зашита внутрь глубоко и успешно».

На этом фоне активными участниками обсуждения методики ФАС из участников рынка являются только «Россети» и АГПЭСК, причём их предложения конфликтуют между собой, говорит один из источников. В чём заключается концепция «Россетей» по вопросу соцнормы, «Перетоку» выяснить не удалось. Сбытовая ассоциация опубликовала свои предложения 3 февраля. Согласно документу, в случае формирования двухставочного тарифа базовый объём потребления оплачивается по текущему тарифу, а цена энергии сверх соцнормы учитывает «не более разницы» между экономически обоснованным сетевым тарифом на низком напряжении и тарифом на передачу для населения (дельта 1), и также «не более разницы» между прогнозной одноставочной ценой ОРЭМ и одноставкой по РД (дельта 2). При трёхставочном тарифе на второй ступени к базовой цене добавляется дельта 1, на третьем этапе – дельта 1 и 2. АГПЭСК предлагает установить базовый объём соцнормы так, чтобы под него попадало 75% граждан, но эта цифра указана как предложенная к обсуждению. Вместе с тем, сбытовая ассоциация отмечает необходимость учёта сезонного фактора (электроотопления) и возможного введения послаблений для отдельных категорий (например, не ограничивать объём для многодетных семей).

Единственный значимый риск, который указывают в своей концепции сбытовые компании, – превышение предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги. Для устранения этого риска АГПЭСК предлагает изменить постановление правительства и исключить из расчёта индекса дифференцированные тарифы. Такое же исключение ранее было сделано для социальной нормы: в расчёт индекса идёт тариф только по первой ступени, указано в материалах ассоциации. Однако это предложение пока выглядит как противоречащее позиции ФАС.

«Тарифы для населения будут также утверждаться с учётом строгих ограничений индекса платы граждан. Таким ценам антимонопольная служба уделяет пристальное внимание и отменяет решения региональных органов, если были нарушены предельные уровни тарифов», – отмечено в пресс-релизе ФАС от 1 февраля.

Опрошенные «Перетоком» эксперты рынка называют в числе первых регионов-добровольцев, которые захотят воспользоваться новой методикой ФАС, Иркутскую область и, вероятно, республики Северного Кавказа. Электросети здесь больше других страдают от миграции майнеров в Россию. Вопрос мог бы потерять актуальность в случае принятия предложений Центробанка о фактическом запрете майнинга, но развернувшаяся дискуссия властей делает такой сценарий маловероятным. Тем более, что по неофициальным подсчётам самого ЦБ, объём криптовалют, находящихся в обороте у россиян, уже превысил объём бумажных рублей. Среди других возможных претендентов на соцнорму – регионы с жёсткой вертикалью власти или крупными городами (например, Москва), где тарифы уже близки к экономически обоснованным, полагает Алексей Преснов.

Делегирование вопроса на уровень субъектов Федерации и введение социальной нормы потребления в отдельных регионах кардинально ситуацию с «перекрёсткой» не решит, полагают собеседники в секторе.

«Перекрёстка» считается обратным счётом, сетевые компании берут свои расходы и делят их между категориями потребителей. Всё, что не удалось впихнуть в тарифы населения, перераспределяется на другие группы потребителей, – говорит замдиректора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Необходимо переходить к анализу реальных затрат по уровням напряжения, то есть вести прямой счёт расходов по категориям потребителей, для чего требуется поменять методики, применяемые ФАС, в частности так называемую методику №20».

Более действенным инструментом снижения перекрёстного субсидирования должна стать тактика предельного роста тарифов для населения, которую ФАС уже применяет. При увеличении сетевых тарифов в 2021 году на 2,5% предельный рост ставок для населения был определён на уровне 5%. За счёт этой разницы антимонопольщики рассчитывают сократить «перекрёстку» за 7-10 лет на 50-70%, говорил в марте прошлого года в интервью «Ведомостям» замглавы ФАС Виталий Королёв.

«Эта тактика вместе с дифференциацией тарифов может дать эффект только при наличии соответствующего графика сокращения «перекрёстки» с обязательствами и ответственностью для регионов», – говорит Валерий Дзюбенко.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28