Эволюция коронавирусных проблем

С начала введения из-за коронавируса нерабочих дней отрасль с опаской наблюдала за динамикой потребления электроэнергии, но передача регионам права самостоятельно принимать решения об ограничительных мерах привела к замедлению спада энергопотребления и этот вопрос отошёл на второй план, пропустив вперёд финансы. Власти, предоставив гражданам право нештрафуемой отсрочки оплаты коммунальных услуг, обещают финансировать кассовые разрывы энергетиков. Также на послабления смогут рассчитывать генераторы, указывающие на возможный срыв сроков ремонтов и ввода новых мощностей на фоне антивирусных ограничений. При этом регуляторы призывают компании не пытаться решить собственные застарелые проблемы за счёт других, воспользовавшись COVID-19 как предлогом.

Эволюция коронавирусных проблем

Источник: Страница "РусГидро" в Facebook

Потребление колеблется

Отечественная электроэнергетика остаётся стабильной на фоне распространения коронавируса в России и в мире, следует из выступления замглавы Минэнерго Евгения Грабчака 17 апреля на онлайн-сессии под эгидой «Российской энергетической недели» (РЭН). Первоначально внимание сектора было приковано к динамике потребления, энергетики опасались существенного спада на фоне противовирусных ограничений. Спрос на электроэнергию ощутимо упал после того, как президент Владимир Путин объявил нерабочей неделю с 30 марта по 5 апреля. По данным «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС), потребление в этот период просело на 4,5% в целом по России по сравнению с началом апреля 2019 года, в Московском регионе – на 6,6%. Рекордное падение произошло в ОЭС Средней Волги – на 11,8%.

Однако динамика изменилась после того как федеральные власти делегировали регионам право самостоятельно принимать решения о степени ограничений. На второй неделе «самоизоляции» снижение год к году оказалось менее значительным: 6-12 апреля потребление в России сократилось на 3,2%. Более интенсивное по сравнению с предыдущей неделей снижение произошло только в Москве и области (-7,4%), на Средней Волге спад замедлился до 8,1%.

С момента объявления режима «самоизоляции» (30 марта) общее сокращение потребления электроэнергии составляет 3,5% относительно показателей аналогичного периода прошлого года, заявил замглавы Минэнерго Евгений Грабчак 17 апреля. Он отметил, что бытовое потребление в Москве и области, где ограничительные меры наиболее строгие, растёт на 10-15%, но снижается спрос со стороны организаций. С учётом падения потребления в офисных и торговых центрах и роста у населения, снижение в Московском регионе составило 6%. Единственным регионом, где пока не зафиксированно «коронавирусного» спада, оказался Дальний Восток, где спрос на энергию стабильно растёт. В первую и вторую неделю «самоизоляции» в ДФО показатель относительно аналогичного периода 2019 года увеличился на 3,4% и 4,3%.

Больше других снизила спрос автомобильная промышленность – с 1 апреля на 29%, сообщил г-н Грабчак. Значительная часть автопрома базируется на Средней Волге, именно этим объясняется рекордное снижение потребления в этом регионе. Однако сейчас, по сообщениям СМИ, автозаводы возобновляют производства, что должно привести к повышению спроса на энергию. К тем же результатам, вероятно, приведёт «разморозка» московских строек, застройщики обсуждали этот вопрос с президентом Владимиром Путиным на этой неделе.

На начальном этапе пандемии потребление в России проседает меньше, чем в других странах, но они раньше столкнулись с масштабным распространением COVID-19. По словам главы набсовета «Совета производителей энергии», члена правления «Интер РАО» Александры Паниной, в среднем в мире сокращение составляет 6-7%. Самое значительное падение спроса на электричество произошло во Франции (-15%). Италия и Китай на пике показывали 10-процентное сокращение, но сейчас потребление постепенно восстанавливается, например, в КНР «проседание» сократилось до 6,5%. Впрочем, уровень потребления в России зависит от дальнейшей ситуации с распространением коронавируса и решений регионов, вводящих или отказывающихся от тех или иных ограничительных мер.

На фоне падения спроса в мире происходит и падение цен на энергию: на североевропейской бирже NordPool стоимость энергии снизилась 50%. Россия находится в общемировом тренде, но позже вошла в пандемию, цены на рынке «на сутки вперёд» (РСВ) пока сократились примерно на 10%, отметила г-жа Панина. Для генераторов первой ценовой зоны (Центр и Урал) ситуация не выглядит критической, но во второй ценовой зоне (Сибирь) не исключён и шоковый сценарий. При значительном сокращении спроса цены могут рухнуть, «в долгую» сибирский энергорынок с нулевыми ценами из-за большой доли гидрогенерации функционировать не сможет, заявил в ходе онлайн-сессии гендиректор «Евросибэнерго» Михаил Хардиков.

Энергорынок ждёт неплатежей

26 марта стало понятно, что снижение потребления может оказаться не главной проблемой энергосектора. Тогда Евгений Грабчак в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что власти, стараясь поддержать граждан в период пандемии, решили отменить штрафы за просрочку оплаты энергии. По его словам, речь шла о трёхмесячном моратории на санкции. Но подготовкой соответствующего постановления правительства занимался Минстрой, курирующий сектор ЖКХ. Документ был подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным 2 апреля и опубликован лишь четыре дня спустя. В утверждённой версии постановления кабмина (№424) срок запрета на финансовые санкции к неплательщикам вырос в три раза – неустойка не будет начисляться населению и управляющим компаниям до конца этого года. Решение вызвало смятение на энергорынке, на который фактически перекладывались очередные функции по поддержке отдельных категорий потребителей. Источники в сбытовых кругах оценивали объём выпадающей выручки в десятки миллиардов рублей в месяц, до конца года сумма может превысить 500 млрд рублей, следовало из самых пессимистичных оценок.

В оптовом сегменте энергорынка проблем с долгами пока не зафиксировано. В розничном секторе по итогам марта прирост долгов также оказался минимальным. По данным «Центра финансовых расчётов», задолженность потребителей перед гарантирующими поставщиками (ГП) и энергосбытовыми компаниями (ЭСК) в прошлом месяце увеличилась на 1,75% – с 308,9 млрд рублей до 314,3 млрд. Рост по отношению к 1 апреля 2019 года составил 9%. При этом сбыты начали ухудшать расчёты с сетевыми организациями: в марте объём долгов в рамках компенсации потерь вырос почти на 19%, до 67,7 млрд рублей; задолженность за услуги по передаче увеличилась на 15,2%, до 115,4 млрд рублей.

Однако энергетики сообщают о существенном ухудшении платёжной дисциплины в рознице с начала апреля. ТГК-1 сообщила, что уровень оплаты тепловой энергии в первой декаде апреля упал на 60-70%, среди ключевых неплательщиков не только УК и ТСЖ, но и промпотребители. В СГК говорят о чуть меньшем снижении собираемости платежей за тепло, оценив его в 40% в первую неделю апреля. У «Т Плюс» уровень оплаты тепловой энергии 30 марта – 8 апреля снизился на 54% относительно показателя за аналогичный период 2019 года, за электрическую – на 37%. Ключевые неплательщики – УК и перепродавцы, отмечала компания. В структуре потребления, по словам Александры Паниной, на долю населения приходится около 15%, ещё 10% – на малые и средние предприятия.

Решение об отмене штрафов в том виде, в котором оно принято, энергетики называют ошибкой. Нигде в мире подобных решений «на столь огромные сроки» не принималось, отметила Александра Панина. Если иные меры господдержки не дойдут до потребителя, энергетики опасаются резкого роста дебиторской задолженности, что может привести к кризису неплатежей, который затронет не только энергетику, но и смежные сектора. Стараясь смягчить экономические последствия для сектора, энергетики сразу же после выхода 424-го постановления предложили повысить адресность помощи и распространить мораторий на штрафы лишь на отдельные категории населения (граждан старше 65 лет; тех, кто заболел коронавирусом или потерял значительную часть доходов из-за введённых ограничений). Позднее генераторы, а затем и РСПП, попросили правительство ограничить срок действия моратория на штрафы первым числом месяца, который будет следовать за месяцем с последними «нерабочими» днями. Публичной реакции властей на эти обращения не последовало.

Пока всерьёз мотивировать рядовых потребителей своевременно платить по счетам энергетикам нечем. Компании могут лишь просить не задерживать платежи при наличии такой возможности, взывая к голосу разума, и пугать начислением штрафов в случае непогашения долгов к моменту прекращения действия нормы об отказе от денежных санкций. При этом нечёткость формулировок постановления правительства о запрете штрафных санкций породила дискуссию в отрасли. Энергетики склонны трактовать норму как мораторий на взыскание штрафов за просрочку. В этом случае неустойка будет начисляться, но может быть предъявлена к взысканию по истечению льготного периода. Сектор ждёт разъяснений по этому поводу, сказала Александр Панина.

Впрочем, сейчас энергокомпании рассчитывают на более глобальное решение. Найти достаточный объём внутренних ресурсов и локализовать проблему неплатежей силами участников энергорынка при негативном развитии ситуации с коронавирусом будет крайне затруднительно. Компании указывают на необходимость финансирования текущей деятельности, прежде всего, ремонтных кампаний. Некачественная подготовка к предстоящей зиме фактически уже началась, перебои с деньгами могут обернуться ростом аварийности, предупреждают они. При нарастании неплатежей важнейшей мерой поддержки сектора должно стать льготное кредитование (или субсидирование ставок), которое позволит покрыть кассовые разрывы, отметила глава «Совета производителей энергии». С этим согласны и в Минэнерго.

«Если у граждан будет выбор платить за еду или за электричество, то пусть они, конечно же, платят за еду. А электричество подождёт, будем смотреть что с этим делать, – заявил Евгений Грабчак. – Если мы увидим, что неплатежи серьёзно бьют по экономике компаний, то мы, конечно же, будет работать с банками и оказывать энергетикам помощь».

Речь идёт, прежде всего, о кредитовании системообразующих организаций. В перечень, утверждённый кабмином, вошли 30 крупнейших энергокомпаний. Таким образом, в условиях очевидной невозможности сколь-либо достоверно прогнозировать развитие ситуации с пандемией и последствиями для экономики, власти пока будут лишь наблюдать за ситуацией с неплатежами в энергосекторе и принимать решения о вмешательстве в ситуацию по мере необходимости.

Минэнерго рассчитывает, что финансовая помощь потребуется энергетикам в случае реализации пессимистического (потребление упадёт по году на 8,2%; уровень собираемости платежей – на 15%) и шокового (10,1% и 20% соответственно) сценариев. Оптимистичный вариант предполагает падение годового потребления на 3,6%, выручки в целом по сектору – на 5%, собираемости – на 15%; при его реализации дополнительных финансовых вливаний не потребуется. Ситуацию может смягчить летний период, когда суммарный объём потребления энергии снижается на 15-20%. В этих условиях доля средств, недополученных сектором из-за неплатежей в масштабах года может оказаться меньшей, отметил Евгений Грабчак.

Помимо покрытия кассовых разрывов энергетики просят власти обратить пристальное внимание на финансовую дисциплину бюджетных потребителей, традиционно имеющих на рынке худшую платёжную дисциплину. К удивлению энергетиков, в ряде регионов местные власти сами проявляют сознательность. Как рассказала на онлайн-сессии РЭН директор по сбору дебиторской задолженности «Энергосбыт Плюс» («дочка» «Т Плюс») Марианна Кобякова, ряд муниципалитетов предложили частично проавансировать платежи бюджетных потребителей.

Энергетикам тоже потребуются отсрочки

Оплата электроэнергии является не единственной «головной болью» энергокомпаний. Из-за закрытия границ невозможно осуществить поставку запчастей для текущих ремонтов, сервисные специалисты, в том числе иностранных поставщиков, не могут добраться до ТЭС. В конце марта «Совет производителей энергии» сообщал, что в 2020 запланирован ремонт 40 единиц геноборудования импортного производства мощностью около 6 ГВт. Вопрос особенно актуален для энергоблоков, построенных по программе ДПМ ТЭС, предусматривающих повышенные финансовые обязательства перед ОРЭМ в случае непоставки мощности. Минэнерго мониторит ситуацию с ремонтами, из-за проблем с поставкой запчастей и передвижением персонала из энергосистемы может временно выбыть около 3 ГВт мощностей, сказал 17 апреля г-н Грабчак. Но это никак не скажется на надёжности ЕЭС, суммарная мощность которой превышает 250 ГВт: выбывшие блоки будут заменяться резервными мощностями, количество которых достаточно, отметил замминистра.

В условиях тотальной неопределённости регуляторы перешли в режим «решения проблем по мере их поступления». Признав проблему со штрафами для ремонтируемых ДПМ-блоков, Минэнерго предложило пересмотреть действующие договоры поставки мощности и электроэнергии на ОРЭМ и исключить предусмотренные штрафные санкций «по причинам, не зависящим от генерирующих компаний, в том числе в связи со сложившейся ситуацией», писал ранее «Интерфакс» со ссылкой на материалы министерства. Одновременно «Совет рынка» подготовил временный регламент, позволяющий не списывать штрафы за неисполнение обязательств на ОРЭМ. Речь идёт об обязательствах за март-июнь, проект документа ещё обсуждается с участниками рынка, уточняли в «Совете рынка» 14 апреля. Предполагается, что регламент будет рассмотрен на заседании набсовета регулятора 23 апреля.

Штрафы могут быть отменены не только при невыходе из плановых ремонтов на фоне коронавируса, но и для других энергопроектов, в частности модернизации и новых ВИЭ-станций. До конца года начать выдачу электроэнергии в ЕЭС должны около 1 ГВт ВИЭ. Первые вводы по программе модернизации запланированы только в 2022 году и, учитывая сроки, регуляторы пока не готовы принимать решения о переносе проектов, отобранных на КОММод.

«Вопрос (по модернизируемым мощностям – ред.) пока подвешен. Некоторые производители оборудования немножко сдвигают производственные графики, если сдвиг будет серьёзным будет, то мы будем принимать решения по переносу срока вводов… Правительство и министерство в ежедневном режиме мониторят ситуации и будут вмешиваться по мере необходимости», – сказал Евгений Грабчак.

При этом замглавы Минэнерго предостерёг компании от попыток «решения застарелых проблем», мотивируя это трудностями на фоне коронавируса. На этой неделе «Коммерсант» сообщил, что Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) попросила кабмин отложить минимум на год ввод всех объектов, которые должны быть построены до 1 апреля 2021 года по программе ДПМ ВИЭ. Более того, «зелёные» энергетики требуют не сокращать период повышенных платежей по этой программе, указывая что в противном случае недосчитаются 30-40 млрд рублей в дополнение к 10 млрд рублей штрафов за просрочку. Стоит отметить, что в предыдущие пять лет ВИЭ-инвесторы ввели лишь 56,4% обещанных мощностей (1 ГВт), штрафы составили 4,9 млрд рублей. Просьба «зелёных» энергетиков вызвала недоумение как в регуляторах, так и среди потребителей ОРЭМ, оплачивающих строительство этих мощностей. Вводы ближайших месяцев попадут под общий мораторий на штрафы на основании временного регламента «Совета рынка». Регулятор счёл предложение «спорным», отметив, что во многих случаях коронавирусные ограничения не могут привести к задержкам на более продолжительный срок, чем сами эти ограничения. Потребители тоже настаивают на дифференцированном подходе, считая, что инвесторы не должны прятать за коронавирусом собственные проблемы.

Но воспользоваться пандемией как предлогом для решения собственных проблем пытаются не только отдельные представители сектора, но и потребители. В энергосбыт «Т Плюс» уже обратились несколько крупных компаний, работающих на экспорт, которые заявили о своём нежелании оплачивать счета за энергоресурсы в связи с пандемией коронавируса, рассказала г-жа Кобякова. Она охарактеризовала такие действия как «спекуляцию».

«Это обращения из разряда PR, на уровне хотелок. Мы не будем допускать, чтобы коллеги из других секторов решали собственные проблемы под прикрытием коронавируса», – заметил на это г-н Грабчак.

Отсутствие официального режима ЧС может привести к массовым судебным разбирательствам между компаниями, которые будут пытаться отказаться от своих обязательств, ссылаясь на форс-мажор, отметил на онлайн-сессии РЭН партнёр PwC, руководитель практики по оказанию услуг компаниям энергетического сектора в России, Центральной и Восточной Европе Максим Тимченко. По его информации, часть компаний уже ведёт анализ ситуации для начала судебных разбирательств с контрагентами и поставщиками, рассматривая пандемию как форс-мажорное обстоятельство.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57