Скидки для ДФО подкрались незаметно
Программа субсидирования тарифов в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) за счёт потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) в неизменном виде продолжит работу в течение 2020 года. Такое решение утверждено Госдумой 10 декабря при обсуждении совершенно другой темы – второго чтения законопроекта о микрогенерации. Вопрос продления дальневосточных скидок (для потребителей региона) или надбавок (для всех остальных потребителей) расколол правительство и обсуждался на уровне президента России Владимира Путина. В результате аппаратной борьбы сторонники продления механизма без изменений во главе с вице-премьером Юрием Трутневым одержали локальную победу: проект Минэнерго застрял в правительстве, текущая схема субсидирования продлена на 2020 год, а вопрос с её корректировкой на последующие годы остаётся открытым. Ранее промышленники ожидали, что их расходы на дотирование тарифов в ДФО сократятся с нынешних 32 до 10 млрд рублей в 2020 году.
Источник: http://www.sakh.rao-esv.ru/
Принципиальное обсуждение проекта развития микрогенерации в России завершилось ещё в прошлом году. С тех пор власти на протяжении года ведут его по цепочке формальностей, необходимых для закрепления изменений в законодательстве. Первоначально законопроект о микрогенерации обещали принять уже к весне, но процесс по традиции затянулся, хотя и протекал без сенсаций. До 10 декабря, когда депутаты Госдумы приняли его во втором чтении. Закрепление в законодательстве норм о микрогенерация требует корректировок в ФЗ-35 «Об электроэнергетике». Среди прочих поправок, предложенных ко второму чтению членом думского Комитета по энергетике Борисом Гладких («Единая Россия», избран по одномандатному округу Хабаровска), оказалось и та, что продлевает систему дальневосточного субсидирования на 2020 год без изменений. Формально для этого потребовалось заменить лишь одну цифру: срок действия норм изменён с 1 января 2020 года на ту же дату 2021 года.
Система субсидирования тарифов на электроэнергию в ДФО была введена по инициативе Минвостокразвития с 2017 года сроком на три года. Но уже в 2018 году вице-премьер, отвечающий за развитие Дальнего Востока, Юрий Трутнев поднял вопрос о продлении её действия ещё на 10 лет. Предложение объяснимо не понравилось потребителям ОРЭМ, а также Минэнерго, одной из ключевых задач которого является сдерживание энергоцен. Ключевой спор разгорелся вокруг эффективности оказываемой поддержки, объём которой неуклонно рос. Если в 2017 году объём субсидии ДФО, выплаченной потребителями ОРЭМ в виде спецнадбавки к цене мощности, составил 24 млрд рублей, то в 2018 году он оценивался в 35 млрд, а прогноз на 2019 год составлял 40–45 млрд рублей.
К сентябрю прошлого года стало понятно, что аппаратный вес Юрия Трутнева, ратовавшего за продление системы поддержки, оказался сильнее позиции Минэнерго. Вынужденно поддержав предложение Минвостокразвития на заседании Госсовета под председательством Владимира Путина, глава Минэнерго Александр Новак сразу же оговорился, что дальнейшее субсидирование должно сопровождаться «повышением его эффективности и обеспечением адресности», а такой подход согласован с г-ном Трутневым. Президент согласился с такой позицией, а Минэнерго позднее пояснило, что собирается исключить из числа претендентов на пониженный тариф бюджетные организации, госкомпании и ряд других потребителей. По итогам заседания Госсовета 10 сентября 2018 года г-н Путин предписал обеспечить нормативную базу для продления до 2028 года механизма по выравниванию энерготарифов для отдельных потребителей на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня. В поручениях отмечалось, что продление механизма будет действовать для потребителей, которые подключены к электросетям низкого напряжения (малый бизнес). Выравнивание тарифов для остальных юридических лиц произойдёт, если они будут реализовывать инвестпроекты в рамках спецпостановления правительства для Дальнего Востока и Байкальского региона, а также соблюдать обязательства по росту энергопотребления за счёт своих инвестпроектов, обеспечивать 100-процентную оплату энергии. При этом будет введён запрет на выравнивание тарифов для потребителей, которые финансируются за счёт бюджетов всех уровней.
К осени прошлого года прогнозный объём субсидирования в 2019 году снизился с более чем 40 до 37,1 млрд рублей (базовый тариф – 4,69 рубля за 1 кВт∙ч без НДС), но всё ещё превышал объём 2018 года (35 млрд рублей). В ноябре Минэнерго удалось провести через правкомиссию по электроэнергетике решение о корректировке методики расчёта надбавки на последний год первой трёхлетки в связи с присоединением к единой энергосистеме двух изолированных энергорайонов Якутии. По оценкам Минэнерго и ФАС, перерасчёт средств, направляемых в Якутию, позволил уменьшить объём платежей промпотребителей европейской части страны, Урала и Сибири в 2019 году более чем на 5 млрд рублей – до 32 млрд рублей.
Однако более значительным успехом Минэнерго в борьбе за ограничение допнагрузки на ОРЭМ должен был стать пересмотр правил с 2020 года, на период продления программы. Повышение адресности и ограничение числа льготников могли сэкономить потребителям более двух третей расходов. Оптимистический сценарий, по данным потребителей, предусматривал снижение объёма дальневосточной надбавки до 10 млрд рублей в год, что фактически соответствовало сумме бюджетных субсидий, которые ранее были замещены деньгами потребителей ОРЭМ. Минэнерго успешно продвигалось к поставленной цели: в феврале был опубликован соответствующий проект поправок в ФЗ-35.
Однако ещё летом СМИ писали о разногласиях, возникших в кабмине по вопросу продления тарифов в ДФО. В июне «Коммерсантъ» сообщал о февральском письме г-на Трутнева Владимиру Путину, в котором он предлагал не менять действующую систему субсидирования ДФО. Исключение из механизма бюджетников и крупных предприятий приведёт к выпадающим доходам региональных бюджетов в 17 млрд рублей ежегодно, указывал вице-премьер, отмечая, что это потребует дополнительных мер поддержки от федерального центра. По данным газеты, письмо вице-премьера было возвращено в правительство с президентской резолюцией «согласен». Впрочем, Минэнерго продолжало подготовку изменений. В сентябре замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко сообщила, что законопроект внесён в правительство. О наличии разногласий в кабмине свидетельствуют поручения президента по итогам президиума Госсовета, которые были обнародованы 14 октября. Эти документом вице-премьерам Дмитрию Козаку и Юрию Трутневу предписывалось к 20 октября доложить «о решении вопроса о продлении до 2028 года действия механизма выравнивания цен». О результатах доклада и его сути не сообщалось.
Для промежуточной победы в аппаратной борьбе сторонникам сохранения статус-кво потребовался ещё один шаг. В середине октября письмо с описанием катастрофических последствий ограничения субсидирования на имя президента направил глава Якутии Айсен Николаев. Он, в частности, указал, что после введения критериев на получение субсидий тарифы для бюджетных предприятий могут вырасти в 15 раз – до 70 рублей за 1 кВт∙ч, а допрасходы бюджетов всех уровней превысят 2,1 млрд рублей в год. Рост цен на товары и услуги в Якутии после пересмотра системы дотирования составит от 6 до 75%, говорилось в обращении г-на Николаева. Президент поручил разобраться в вопросе вице-премьеру Дмитрию Козаку и Александру Новаку.
9 декабря в интервью РИА «Новости» Айсен Николаев вновь указал на негативные последствия для Якутии в случае пересмотра схемы субсидирования энерготарифов в ДФО. «Недавно на правительственном уровне обсуждался вопрос о выравнивании тарифов в ряде регионов, в том числе, и для Якутии. Мы ждём внедрения механизма субсидирования. На сегодняшний день расходы на субсидии для нашего региона составляют порядка 12 млрд рублей. Мы предлагаем различные механизмы работы, чтобы себестоимость киловатт часа упала. Сегодня себестоимость электроэнергии в нашем регионе составляет порядка 70 рублей за киловатт, а есть районы и поселки, где этот показатель вырастает до 150 рублей», – заявил глава Якутии.
К моменту интервью г-на Николаева решение продлевать систему дальневосточной надбавки без корректировок на уровне кабмина уже было принято. Впрочем, те же тезисы наверняка будут использоваться и в будущем, при определении «правил игры» в 2021-2027 годах. 23 ноября Юрий Трутнев заявил, что в 2020 году система останется без изменений, «а там ещё посмотрим».
«В 2020 году всё будет без изменений, до 2028 года оно будет продлено. Есть позиции по поводу того, чтобы изменить немножечко регулирование. Мы считаем, что менять ничего не надо. Будем искать какое-то общее решение. Вы слышали, наверное, Владимир Владимирович (Путин – ред.) нам посоветовал с (вице-премьером РФ Дмитрием – ред.) Козаком выяснить отношения», – сказал Юрий Трутнев, вероятно, имея ввиду октябрьский протокол поручения по итогам президиума Госсовета.
Проект Минэнерго застрял в кабмине из-за разногласий с Юрием Трутневым, так что в условиях цейтнота профильные регуляторы решили согласиться с продлением программы на текущих условиях, рассчитывая скорректировать их хотя бы с 2021 года, говорит один из собеседников «Перетока» в секторе. В самом Минэнерго фактически подтверждают эту версию. Продление на 2020 год планируется на действующих сейчас условиях, а в начале следующего года будут утверждаться изменения и критерии субсидирования, они пока обсуждаются, сообщили в Минэнерго, отметив, что вся база изменений задана поручением Владимира Путина по итогам Госсовета.
Таким образом, вопреки намерениям Минэнерго, расходы потребителей ОРЭМ на субсидирование дальневосточных тарифов в 2020 году не сократятся. А вопрос повышения «адресности и эффективности» программы вновь открыт; сторонники консервации текущих условий, очевидно, продолжат бороться против любых изменений.
Автор: Сергей Исполатов