Уральский сбыт оказался очень ветреным
Результаты второго отбора программы ДПМ ВИЭ 2.0, перенесённого с 2022 на 2023 год, оказались весьма неожиданными. В сегменте солнечной генерации почти три четверти объёмов из 1,09 ГВт забрали структуры, аффилированные с китайской Amur Sirius. Но главная сенсация случилась в секторе ветрогенерации. К моменту проведения конкурса на рынке осталась лишь одна компания с локализованными мощностями по производству компонентов для ВЭС – дивизион «Росатома» «Новавинд». Но право на строительство всех ветростанций (738,5 МВт) получил «Уралэнергосбыт» (УЭС), который наполовину формально принадлежит «Фортуму», лишившемуся в прошлом году техпартнёра по ВЭС – датской Vestas. Впрочем, вся доля генератора в 50% УЭС заложена в Газпромбанке, которому опосредованно принадлежит 49,5% в «ВетроОГК», реализующей проекты «Новавинда».
Источник: «Новавинд»
6 апреля «Совет рынка» огласил результаты второго отбора в рамках программы ДПМ ВИЭ 2.0. Конкурс поддержки «зелёной» генерации за счёт средств потребителей ОРЭМ должен был состояться в прошлом году, но был перенесён из-за санкционной неопределённости. Совокупно по его итогам был отобран 41 проект с началом поставки мощности в 2025–2029 годах и с общей суммой требуемой годовой выручки около 25,2 млрд рублей (заявленная на конкурсе сумма поддержки за счёт потребителей составляла 22,3 млрд рублей). Наличие конкуренции привело к существенному снижению заявленных участниками величин показателя эффективности (LCOE) относительно предельных значений – на 20–34%.
Солнечная генерация
На отборе СЭС было распределено 1 086,5 МВт: 776 МВт с вводами в Забайкалье, Саратовской и Астраханской областях в 2025–2028 годах забрала «Юнигрин Пауэр» (принадлежит «Реал менеджмент» Михаила Сиволдаева (эта же структура владеет 54% в «Хевеле»). Оставшиеся 310,5 МВт достались «Солар Ритейл» и «Солар Ульяновск» (аффилированы с Solar Systems, которая, в свою очередь, является российской «дочкой» китайской Amur Sirius). Ценник (стоимость по LCOE) составил от 7,5 тыс. рублей («Юнигрин Пауэр» в 2025 году в Забайкалье) до 8,572 тыс. рублей («Солар Ритейл» там же в 2026 году), в последний разыгранный год – в 2028 году – СЭС по LCOE будут обходится рынку в 7,7–8,334 тыс. рублей за 1 МВт•ч. Суммарно поддержка СЭС в 2025–2028 годах обойдётся потребителям в 13,64 млрд рублей, следует из данных «Совета рынка». Состав победителей в отборе солнечной генерации по сравнению с предыдущим отбором 2021 года не сильно изменился, а бенефициары остались теми же – тогда проекты забрали «Юнигрин Пауэр» (545 МВт), «Новая энергия» (96,36 МВт в Дагестане) и «Солар Ритейл» (133,48 МВт в Забайкалье), две последние аффилированы с китайской Amur Sirius. Правда ценник на конкурсе существенно вырос: на прошлом отборе с вводами в 2023 году коэффициент эффективности составлял 5,3 тыс. рублей за 1 МВт•ч (-47% от «предельника»), на 2024 год – 4,3 тыс. рублей (-51%). Вместе с тем, В «Совете рынка» отмечают, что сейчас цены СЭС снизились от предельных на 23–34%.
Ранее регуляторы отмечали, что концентрация ВИЭ на юге России создаёт проблемы в регулировании, «Системному оператору ЕЭС» приходится часто приходится отдавать команды на ограничение выдачи мощности в этой энергозоне. Теперь, судя по результатам отбора, интерес солнечных генераторов сместился в Забайкальский край: по итогам конкурса здесь планируется построить почти 726,4 МВт. Заявок по малым ГЭС, несмотря на наличие денежной квоты, в ходе конкурса не оступило.
«Вопреки всему подано 135 заявок… Вопреки всему цены снизились… Конкурс состоялся! Поздравляю победителей. Конкуренция была. Результаты впечатляющие, тем более в текущих экономических и геополитических условиях. Многие не верили, что такое возможно, но факты говорят сами за себя. Да, снижение показателей эффективности отобранных объектов относительно предельных несколько меньше, чем в 2021 году. Но и экономическая ситуация, в которой проходил конкурс, далеко не такая, как была два года назад. Поэтому снижение на 20-25% по ВЭС и на 23-34% по СЭС является весьма обнадёживающим и позитивным сигналом не только для отрасли ВИЭ, но и для всего энергорынка», – заявил в Telegram-канале ассоциации глава «Совета рынка» Максим Быстров.
Ветрогенерация
Все проекты строительства ВЭС получило ООО «Уралэнергосбыт», принадлежащее на паритетных началах «Фортуму» и энергосбытовой компании «Восток». Выигравшие ценовые заявки оказались ниже предельного уровня на 18–31,9%, следует из данных, опубликованных «Администратором торговой системы» (АТС, структура «Совета рынка»). «Фортум» уже поспешил откреститься от нынешнего конкурса: «Фортум» не принимал участие в конкурсе. ООО «Уралэнергосбыт» мы не контролируем» (цитата по «Интерфаксу»). Согласно ЕГРЮЛ, по 50% в «Уралэнергосбыте» принадлежит «Фортуму» и АО «Энергосбытовая компания «Восток», однако эти доли находятся в залоге у Газпромбанка с 2019 года в рамках выданного кредита. «Фортум» тогда сообщал, что передал в залог всю свою долю. Какую часть своей доли в сбыте заложил второй совладелец, неясно.
По итогам первого отбора ДПМ ВИЭ 2.0 в 2021 году «Фортум» выиграл право на строительство 1,39 ГВт ВЭС со сроками вводов в 2025–2027 годах. Регуляторы сочли достигнутые тогда цены (от 1717 рулей за 1 МВт•ч выработки) историческим достижением, так как они позволяли заявить о «сетевом паритете» в стоимости между ВЭС и традиционной генерацией. Но в конце прошлого года компания отказалась от части проектов, сославшись на их неокупаемость. По информации «Коммерсанта», речь шла о трети отобранных проектов ВЭС мощностью 459 МВт с ценой поставки менее 2 рублей за 1 кВт•ч.
Одно из обязательных условий для получения поддержки в рамках ДПМ ВИЭ – соблюдение требований по локализации в РФ производства необходимого оборудования и его экспорту. То, что на рынке остался единственный участник с локализованным производством компонентов ВЭС – дивизион «Росатома» «Новавинд» – на днях признавала и сама эта компания. Так, в конце марта «Росатом», который занимался только энергоустановками (ВЭУ), анонсировал производство лопастей на площадке бывшего техпартнёра «Фортума» – компании Vestas – в Ульяновске. «На комплектующие предложения есть, на полную ветроустановку альтернативы «Новавинду» пока нет», – констатировал замначальника департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга Денис Кляповский несколько дней спустя после заявления госкорпорации.
На этом фоне в отрасли полагали, что если не все, то большую часть проектов ВЭС на прошедшем отборе выиграет именно «Новавинд», поэтому победа УЭС вызвала большое удивление и вопрос о том, где инвестор планирует закупать оборудование и/или технологии для реализации проекта. UPD: Несколько источников «Коммерсанта» в отрасли говорят, что «Фортум» ведет переговоры с китайскими компаниями о локализации оборудования в РФ и объём примерно в 2 ГВт ВЭС (совокупный портфель «Фортума» и «Уралэнергосбыта») может заинтересовать иностранцев. Сам победитель дал такой комментарий в пресс-релизе: «По каждому инвестиционному проекту, относящемуся к выигранным объёмам, будут приниматься отдельные инвестиционные решения. О дальнейших шагах мы расскажем по мере принятия соответствующих решений».
Возможно, что некую помощь УЭС может оказать Газпромбанк, держащий в залоге более 50% долей компании-победителя. С 2018 года структуре банка – ООО «ГПБ-Ветрогенерация» – принадлежит 49,5% в компании «ВетроОГК», которая реализует проекты «Новавинда». В начале 2022 года было объявлено, что Газпромбанк вместо «Роснано» станет партнёром «Фортума» по проектам ВЭС. Новое совместное предприятие («Фортум энергия ветра», учреждено 13 декабря 2021 года) получило уже введённые к тому моменту проекты на 529,2 МВт в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях, а также права на строительство ещё 730 МВт, которые прежнее СП получило в рамках отборов ВИЭ в 2017–2018 годах.
В секторе у одного из собеседников «Перетока» и авторов Telegram-канала «СоветБезРынка» есть мнение, что за УЭС может стоять предприниматель Артём Биков, являющийся совладельцем и председателем совета директоров банка «Агропромкредит» и главой совета директоров «Интертехэлектро», а также его партнёр Алексей Бобров. «Интертехэлектро-Новая генерация» (99% уставного капитала принадлежит австрийской Generation Holding AG и 1% – у г-на Бикова), по данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» на начало прошлого года, контролировала 2% акций ООО «Фортум – Новая генерация 4» («ФНГ 4»), у самого «Фортума» здесь было 48%. Вторым основным соучередителем «ФНГ 4» выступал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), но в январе 2022 года 50% компании перешло к ООО «Регкаво Холдингс Лтд». С осени 2020 года «Фортум» запустил процесс по переводу уже построенных ветропарков в «ФНГ 4». В частности, в 2021 году «ФНГ 4» стало владельцем 100% уставного капитала ООО «Второй ветропарк ФРВ» и ООО «Третий ветропарк ФРВ» (оба в Ростовской области), ООО «Четвёртый ветропарк ФРВ» (Калмыкия), с осени 2020 года владеет ООО «Первый ветропарк ФРВ». Кроме того, из отчётности следует, что в марте 2022 года «Фортум» заплатил 807,9 млн рублей в счёт увеличения до 50% доли владения в «ФНГ 4».
Автор: Сергей Исполатов, Марина Коцубинская