Чубайса послали в ООН. «Роснано» теряет разгон

Выход Анатолия Чубайса на международный уровень благодаря назначению его спецпредставителем президента по вопросам устойчивого развития оказался одной из главных новостей на прошлой неделе. Уход харизматичного руководителя «Роснано» при этом совпал по времени с выходом госкорпорации из энергоактивов. Перейдя под «крыло» ВЭБа, некогда значимое на энергорынке, особенно в ВИЭ, «Роснано» будет терять свои позиции. Г-н Чубайс же, хотя и выступал как сторонник введения углеродного налога в России, вероятно, будет обсуждать в ООН и иных международных организациях более масштабные проблемы – у президента с 2018 года уже есть спецпредставитель по вопросам климата. Но власти под давлением экспортёров и энергетиков уже сейчас вынуждены дискутируют о различных, в том числе весьма жёстких, вариантах углеродного регулирования.

Чубайса послали в ООН. «Роснано» теряет разгон

Источник: Николай Малышев/ИТАР-ТАСС

Из «Роснано» в ООН через Арктику

Отставка Анатолия Чубайса с поста главы «Роснано» и его назначение спецпредставителем Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития оказались самой громкой околоэнергетической новостью начала декабря. Сообщения об одном из идеологов нелюбимой в народе ваучерной приватизации популярны у широкой общественности уже без малого 30 лет. На этот раз в погоне за кликами сетевые СМИ, кажется, превзошли самих себя и выжали из темы отставки Чубайса больше, чем требовалось. Абсурдность ситуации стала окончательно понятна в воскресенье, когда ленту «Яндекса» возглавило сообщение РИА «Новости»: «Кудрин сделал «замечание» выстрелившему из гаубицы Чубайсу». Чуть ранее, разместив пост в соцсетях, Анатолий Чубайс сообщил, что выстрелил из гаубицы в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга «в ознаменование новой миссии». Пост, естественно, стал темой отдельной новости для федеральных информагентств.

Первые слухи о «новой миссии» главы «Роснано» появились в октябре. Тогда РБК со ссылкой на свои источники сообщило, что г-н Чубайс может покинуть компанию в рамках реформы институтов развития, которая сейчас обсуждается в правительстве. При этом два собеседника агентства, не уточняя деталей, сообщали, что он получил предложение заниматься Арктикой. В ответ г-н Чубайс отшутился: «Я, конечно, очень люблю Русский Север, но то, что я в тундре гоняю по бездорожью, вовсе не повод назначать меня начальником Арктики», – написал он на своей странице в Facebook. Спустя месяц, 23 ноября, то же РБК сообщило, что «Роснано» и фонд «Сколково» в рамках реорганизации структуры институтов развития перейдут под управление ВЭБ.РФ. Два близких к кабмину собеседника подтвердили информацию о том, что в рамках реформы институтов развития обсуждается уход с поста главы «Роснано» Анатолия Чубайса. «Ему будет предложена другая должность, финального решения нет», – сказал один из них.

Сколь-либо внятной информации о новом месте работы г-на Чубайса даже на уровне слухов не было ещё десять дней. Об отставке главы «Роснано» президент Владимир Путин объявил 2 декабря в завуалированной форме. Глава государства провёл онлайн-встречу с первым зампредом коллегии ВПК Сергеем Куликовым, в ходе которой предложил ему возглавить «Роснано». На следующий день в телеграм-канале «Роснано» было опубликовано обращение г-на Чубайса к участникам IX Конгресса предприятий наноиндустрии, в котором он сообщил, что 3 декабря – его последний рабочий день в компании. После этого источник «Медузы» в отрасли предположил, что после «Роснано» Анатолий Чубайс может заняться вопросами, связанными с возобновляемой энергией: «Судя по его публичной активности, он может заниматься вопросами встраивания России в международную систему регулирования и предотвращения климатических изменений, включая снижение выбросов углекислого газа и переход на возобновляемые виды энергии». На следующий день Владимир Путин подписал указ о назначении экс-главы «Роснано» спецпредставителем Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос «Интерфакса», о каких международных организациях речь, ответил: «ООН».

«Мы надеемся на сотрудничество с Анатолием Чубайсом в должности спецпредставителя президента Путина по связям с международными организациями. Российская Федерация является важным партнёром ООН во всех сферах нашей работы, включая цели устойчивого развития», – сказал спустя несколько часов РИА «Новости» официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик.

«Для меня устойчивое развитие – это цельное описание задач страны, которое шире, чем просто экономика, бизнес или даже уровень жизни. Это что-то новое из ХХI века, апгрейд фундаментальных идей классиков. И что важно, при всех внешнеполитических сложностях как раз с ООН, которая является законодателем в сфере целей устойчивого развития, у России конструктивные отношения, а есть, значит, хорошая площадка для активной работы», – заявил Анатолий Чубайс ТАСС после назначения спецпредставителем президента.

Чубайс и гендерное равенство

Возможное курирование Анатолием Чубайсом климатических вопросов, на первый взгляд, выглядит неожиданным. Позиция экс-главы РАО «ЕЭС России» разительно отличается от официальных взглядов кабмина. Ещё в прошлом году г-н Чубайс начал публично призывать власти к введению в России углеродного налога, который должен защитить отечественных экспортёров при старте аналогичного регулирования в ЕС в рамках «зелёного» перехода.

«И если мы сейчас легко проскочим эту развилку с налогом, считая, что мы всех перехитрили, то через пять-семь-десять лет выяснится, что мы, оказывается, сами себе закрыли экспорт, в том числе экспорт, регулируемый ОПЕК. И это вещь очень болезненная», – говорил глава «Роснано» летом 2019 года. Пассивность с введением жёсткого углеродного законодательства и платы за выбросы может стоить российским экспортерам от $3 млрд до $6 млрд в год с установлением ЕС в 2023 году налога на углеродоёмкий импорт, говорил он позднее.

При этом этой осенью власти дали понять, что не намерены форсировать введение углеродного регулирования и ставят перед собой не слишком амбициозные цели при сокращении эмиссии парниковых газов. В октябре глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что Россия пойдёт по пути введения мягкого углеродного регулирования через внедрение системы мониторинга, планов введения углеродного налога нет. В начале ноября г-н Путин подписал указ, в котором поручил правительству обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Достижение этих целей не требует никаких усилий, сетовал Анатолий Чубайс в предпоследний день работы в «Роснано», выступая 2 декабря на конференции «Деловой России». Темпы роста ВВП, которые планирует заложить в прогноз правительство, составляют 3,1–3,3% в год, темпы снижения углеродоёмкости – 0,7% в год. Но даже при сохранении последнего показателя на текущем уровне заявленный план к 2030 году будет практически выполнен – превышение (выше отметки 70% от уровня 1990-го года) составит лишь 2,3%, отмечал тогда ещё глава «Роснано».

Консервативная позиция по климатическому вопросу не позволит развиваться в стране новой техносфере, которая через 10–15 лет будет демонстрировать сверхнизкую энергоёмкость, предупреждал г-н Чубайс. При этом, ставя экономические мотивы на первое место, он не забывал указывать на климатические предпосылки, в частности, говоря о том, что, по документальным данным, темпы роста температуры в России в 2,5 раза выше общемировых.

Все эти глобальные посылы в итоге связаны с деньгами: в случае введения углеродного налога собираемые суммы могли бы направляться на строительство ВИЭ, говорит один из собеседников «Перетока» в секторе. «Со времён РАО ЕЭС многие ключевые проекты в зоне ответственности Чубайса так или иначе связаны с энергетикой. Понятно, что человек старается заниматься тем, в чём разбирается, но тут есть и оборотная сторона: как говорится, «что ни делаем – получается автомат». Технологии в «Роснано» в основном сконцентрировались в ВИЭ. Участие в проектах строительства ВЭС, СЭС, мусорных электростанций в рамках программы ДПМ было финансово значимым блоком в работе «Роснано». Предложение строить ВИЭ за счёт углеродного налога в случае его появления было бы логичным продолжением. Другой вопрос, зачем нашей экономике при наличии дешёвых углеводородов новая генерация, обходящаяся кратно дороже традиционной», – говорит источник «Перетока».

Впрочем, новая должность Анатолия Чубайса, кажется, будет носить скорее представительский характер. Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов предположил, что г-н Чубайс должен стать послом демократического крыла российских властей на Западе. Климатические вопросы, в которых Анатолий Чубайс придерживается весьма радикальных взглядов, попадают в зону его новой ответственности лишь по касательной, указывает один из собеседников в секторе. Среди целей устойчивого развития ООН – 17 пунктов. Наряду с борьбой с изменением климата, сохранением экосистем суши и моря в список входят ликвидация голода и нищеты, качественное образование и гендерное равенство. Кроме того, работа спецпредставителя отчасти является дипломатической и ориентирована на международные отношения, вряд ли позиция г-на Чубайса станет определяющей при выработке механизмов углеродного регулирования внутри страны.

В секторе называют ещё один аргумент в пользу того, что Анатолий Чубайс не будет иметь существенного веса при определении внутрироссийской климатической повестки. Экс-глава «Роснано» стал 24-м действующим спецпредставителем президента – большинство из них ранее были губернаторами и/или членами кабмина. При этом спецпредставитель по вопросам климата появился у Владимира Путина ещё летом 2018 года. Тогда на этот пост был назначен Руслан Эдельгериев, до этого шесть лет возглавлявший правительство Чечни.

Без лоббизма не обойтись

Никто из собеседников «Перетока» в секторе не смог назвать крупных игроков энергетического рынка или промышленников, открыто поддерживающих мнение Анатолия Чубайса о необходимости срочного введения углеродного налога. Однако это не означает, что его взгляды никак не влияют на отрасль. Несмотря на официальную позицию, сформулированную главой Минэкономразвития в октябре, в последние месяцы Минэнерго и участники энергорынка вели консультации о возможных вариантах углеродного регулирования в России. Речь идёт в первую очередь о моделях учёта углеродной нагрузки и косвенных энергетических выбросах. Одним из инициаторов обсуждения выступала «Сибирская генерирующая компания» (СГК, входит в СУЭК Андрея Мельниченко), вопрос курировал «угольный» замглавы Минэнерго Анатолий Яновский, рассказал один из источников.

В рамках дискуссии о косвенных энерговыбросах поднят вопрос о методике расчёта эмиссии CO2 на каждый киловатт-час энергии, поставляемой в ЕЭС. Определение объёма выбросов по зонам свободного перетока (ЗСП) критично для менее экологичной генерации и может убить промышленность в регионах с доминирующей угольной генерацией, например в Кемерово. Одновременно это даст немотивированные преференции на ОРЭМ, например в Воронежской области, говорит источник, близкий к участникам обсуждения (имеется в виду атомная генерация, основной генератор региона – Воронежская АЭС). Минэнерго хочет распространить На АЭС действие «низкоуглеродных» сертификатов, которые планируется ввести в России. Стоит отметить, что альтернативный законопроект Минэкономразвития о «зелёных» сертификатах включает в разрабатываемый механизм только ГЭС и ВИЭ, без АЭС. Уйти от региональной диспропорции в расчёте углеродной составляющей в цене электроэнергии можно при «размазывании» показателя в масштабе ценовых зон ОРЭМ – это второй вариант, обсуждавшийся в ходе дискуссии в Минэнерго. Сейчас процесс приостановился – непосредственный организатор обсуждения, замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Пётр Бобылёв в октябре перешёл на работу в Минэкономразвития, где занял должность директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии. С одной стороны, логично, если дискуссия переместится на площадку Минэка вслед за г-ном Бобылёвым, говорит источник «Перетока». С другой, учитывая позицию главы министерства Максима Решетникова, ситуация находится в подвешенном состоянии.

Официальная позиция крупной промышленности по вопросу углеродного налога близка к правительственной и была изложена Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в конце октября. Тогда бизнес обсуждал финальную версию законопроекта об углеродном регулировании. К этому времени из первоначального списка предложений уже выпали нормы о квотировании выбросов, системе углеродной торговли или плате за превышение квот. В числе приоритетов, названных РСПП, – энергоэффективность, поддержка проектов компаний по снижению выбросов парниковых газов и локальный эксперимент по организации углеродного рынка на Сахалине.

Но на практике меры, предлагаемые отдельными промышленниками, должны базироваться на тех или иных формах углеродного регулирования. Ориентированная на экспорт En+ Group, владеющая в России и генерацией («Евросибэнерго»), и крупным потребителем («Русал»), предлагает дать преференции экспортёрам. Идея сводится к тому, что компании, поставляющие свою продукцию на Запад, будут забирать из сети «зелёную» энергию, что будет подтверждаться национальными сертификатами, а все остальные потребители – менее экологичные киловатт-часы с углеродным следом: «Остальным потребителям всё равно, а экспортёрам – польза на внешнем рынке», – поясняет логику металлургов один из собеседников «Перетока». При этом «Русал» выступает категорическим противником законопроектов о «зелёных» (низкоуглеродных) сертификатах в его нынешнем виде. Текущая редакция предполагает, что эти документы станут единственным методом доказывания экологичности энергии, потребляемой национальной промышленностью. Металлурги просят убрать эту норму, оставив им возможность доказывать низкоуглеродность своей продукции иными способами. Ещё один крупный игрок этого рынка – НЛМК – обращает внимание регуляторов на неспособность потребителей влиять на косвенные энергетические выбросы. Поэтому комбинат намерен добиваться того, чтобы экологические проекты, реализуемые российскими компаниями, признавались вкладом в снижение выбросов и учитывались при экспорте их продукции, прежде всего на европейский рынок. Реализация любого из подобных предложений, в какой бы форме они ни были реализованы внутри страны, потребует их признания на международном уровне для достижения конечной цели – экономической защиты российских экспортёров. При переговорах с иностранными партнёрами опыт и деловая хватка нового спецпредставителя президента могут оказаться полезны для нашей экономики, полагает собеседник в среде крупных потребителей.

«Роснано» тает на глазах

Появление «преемника» – весьма нехарактерная ситуация для г-на Чубайса: предыдущее место работы – РАО «ЕЭС России» – он покинул в связи с ликвидацией государственного энергохолдинга, а затем возглавлял «Роснано» на протяжении 12 лет. На этот раз само «Роснано» остаётся, но активы холдинга существенно сократятся. В течение нескольких часов после видеовстречи президента с г-ном Куликовым стало известно о двух крупных сделках. Несмотря на то что их участники сделок заявляют о плановом характере и длительной подготовке, цепочка событий выглядит весьма характерной.

Сразу после телевстречи Владимира Путина и Сергея Куликова стало известно, что «РТ-Инвест» (35% – у Андрея Шипелова, 39,99% – у бывшего замгендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова, 25,01% – у «Ростеха») и сам «Ростех», исполнительным директором которого г-н Куликов был в 2013–2016 годах, выкупают у «Роснано» 33,9% «Первого экологического фонда». Эта структура строит пять мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Казани, возврат инвестиций в проекты с учётом гарантированной доходности должен осуществляться за счёт спецнадбавки к цене мощности. В этом году «РТ-Инвест» при поддержке госкорпорации настоятельно предлагает расширить программу и построить за счёт энергорынка ещё 25 МТЭС стоимостью более 1 трлн рублей. «Роснано», которое, по данным РБК, инвестировало в МТЭС 5,7 млрд рублей, получит от покупателей 7,5 млрд рублей. Пропорции, в которых пакет «Роснано» будет разделён между государственным «Ростехом» и «РТ-Инвестом», не называются.

На следующий день «Фортум» сообщил, что его совет директоров предварительно одобрил сделку по приобретению у подконтрольного ООО «УК «Ветроэнергетика» (принадлежит на паритетных началах «Фортуму» и «Роснано») двух его дочерних компаний – ООО «Второй ветропарк ФРВ» и ООО «Третий ветропарк ФРВ» по цене не более 21 млрд рублей. «Второй ветропарк ФРВ» объединяет Сулинскую и Каменскую ВЭС установленной мощностью 100 МВт каждая; «Третий ветропарк ФРВ» – это Гуковская ВЭС установленной мощностью 100 МВт. В первой половине 2020 года эти три ВЭС были введены в Ростовской области.

В начале прошлого года УК «Роснано» закрыла сделку по продаже 49% «Хевела» компании «Реам Менеджмент» бывшего топ-менеджера «Реновы» Михаила Сиволдаева, к тому моменту уже контролировавшей 5% «Хевела». С учётом двух сделок, анонсированных после отставки г-на Чубайса, можно говорить о том, что «Роснано» постепенно выходит из крупнейших проектов в энергетике и теряет свою роль в секторе. В дальнейшем статус «Роснано» понизится и в иерархии госкомпаний – некогда весьма могущественная госкорпорация наряду с фондом «Сколково» по решению кабмина уже передана в компетенцию ВЭБа.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28