Турбинообмен для локализаторов
Власти могут разрешить иностранным производителям газовых турбин большой мощности (ГТБМ) поставлять такое оборудование из-за рубежа в период разворачивания его производства в России, но обяжут их впоследствии в том же объёме экспортировать локализованные газовые турбины. Предложение внесено Минэнерго в кабмин и сейчас обсуждается, окончательное решение остаётся за правительством, сообщил 12 ноября замглавы министерства Евгений Грабчак.
Если идея Минэнерго будет поддержана, требования включат в обновлённые специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Категорически против их заключения с иностранцами ранее неоднократно выступали «Силовые машины», единственный претендент на получение госсубсидий для разработки отечественных газовых турбин с нуля. Возможность контрактации импортных турбину сразу после подписания СПИК действительно может похоронить проект «Cилмаша». Генератора будет дешевле и быстрее купить уже обкатанные образцы, чем ориентироваться на разработку отечественной турбины, вместе с производителем бороться с «детскими болезнями» и ждать начала серийного производства. Впрочем, большинство экспертов сектора изначально сомневались в целесообразности разработки собственных ГТБМ с нуля в условиях стремительного схлопывания мирового рынка газовых турбин.
Импортные турбины могут временно вернутся на российский рынок
Министерство энергетики РФ предлагает временно разрешить иностранным компаниям поставку ГТБМ в Россию. В обмен производители должны будут взять на себя обязательства по локализации производства такого оборудования и его экспорту из нашей страны в объёме, равном мощности оборудования, ввезённого в Россию в период локализации. Соответствующее предложение внесено в кабмин, ответственным за вопросы локализации остаётся Минпромторг, окончательные решения, вероятно, будут приниматься на уровне профильного вице-премьера Дмитрия Козака, рассказал новый замглавы Минэнерго Евгений Грабчак.
«Если есть у нас опасения, что придёт крупный инвестор по СПИК, там же даётся трехлетний период, когда можно не локализовываться. Мы, например, предлагали прописать в этом СПИКе и отфиксировать, что все газовые турбины, которые будут в этот трёхлетний период поставлены на территории РФ, не локализованные, ровно на такой же объём после реализации локализации компания-инвестор должна обязаться поставить турбины на экспорт», – сказал Евгений Грабчак (цитата по ПРАЙМ).
Вариант Минэнерго может стать важным решением в рамках общероссийской программы модернизации ТЭС стоимостью 1,9 трлн рублей, которая стартовала в этом году. Модернизация будет продолжаться 10 лет (2022–2031 годы), потребители оплатят возврат инвестиций в рассрочку за 16 лет. Отборы на 2022–2024 и частично 2025 год уже проведены, пока в программу попадают только паросиловые установки (ПСУ). Генераторы не спешат подавать заявки на модернизацию ПГУ и «достройку» ПСУ до ПГУ, так как на рынке нет понимания условий поставки более современного оборудования. Одно из ключевых требований – использование отечественных либо локализованных ГТБМ. Первоначально эти требования выдвигались для газовых турбин мощностью до 499 МВт, сейчас Минпромторг хочет распространить их и на пользующиеся единичным спросом сверхмощные турбины (500 МВт и выше).
Несмотря на то что отборы на стартовый период программы модернизации уже прошли, власти до сих пор не могут определить порядок локализации производства ГТБМ. 2 июля Siemens подал заявку на заключение СПИК в Минпромторг, пообещав вложить в локализацию машины SGT5-2000E около 1,16 млрд рублей, но министерство её отклонило. 2 августа президент РФ Владимир Путин одобрил поправки в закон «О промышленной политике», меняющие механизм СПИК. Его основная задача сместилась с привлечения инвестиций на разработку и внедрение передовых технологий, перечень которых будет утверждаться правительством. Заявление Siemens возвращено до того момента, когда правительство утвердит перечень современных технологий, по которым могут заключаться такие контракты, поясняли в августе в Минпромторге. Siemens является не единственным претендентом на подписание специнвестконтракта, ранее о своём интересе к локализации газовых турбин по такой схеме также заявлял GE, отметил г-н Грабчак.
Оппоненты решения очевидны
Предлагаемое Минэнерго решение, с одной стороны, обяжет иностранных игроков наладить производство в России, а с другой – позволит отбирать проекты модернизации ПГУ в общероссийскую программу обновления ТЭС уже сейчас, не дожидаясь фактической локализации газовых турбин. Но очевидно, что предложение Минэнерго не понравится «Силовым машинам» Алексея Мордашова (в компании не ответили на запрос «Перетока»). Холдинг оказался единственным, кто подал заявку на получение госсубсидии на разработку отечественных ГТБМ. Государство готово выделить в порядке софинансирования до 7 млрд рублей. По данным «Коммерсанта», «Силмаш» подал заявку на 5,082 млрд рублей, хотя и повысил общую стоимость проекта с 15 до 17 млрд рублей. Итоги конкурса на получение бюджетных средств должны быть объявлены 25 ноября.
В этом году гендиректор «Силмаша» Тимур Липатов дал уже несколько больших интервью, в которых высказывался против подписания СПИК с зарубежными производителями турбин.
«Я с удивлением читаю, как Siemens говорит, что готов выполнить требование по локализации на 100%, но при этом постоянно хочет СПИК. А это такая дверь без охранника, которая гарантирует исполнение постановления о локализации. То есть буквально: считается, что вы соответствуете критериям постановления № 719, если у вас всё производство локализовано в России или если у вас есть СПИК. Поэтому стремление Siemens получить специнвестконтракт мне кажется не совсем честным по отношению к отрасли и к общественности. Требования по локализации, пусть они трудновыполнимы, должны быть правилами игры. Никаких СПИКов на этом пути быть не должно», – заявлял в июле в интервью РБК Тимур Липатов.
«Я считаю, что время СПИК прошло, и заключать его сейчас – значит ставить в неравные условия тех, кто в этом процессе (производстве ГТБМ. – Прим. ред.) серьёзно продвинулся. Например, нас», – говорил на РЭН-2019 в начале октября г-н Липатов.
В начале ноября «Коммерсант» сообщил о письме владельца «Силмаша» Алексея Мордашова от 23 октября в правительство, в котором он заявил о недопустимости заключения СПИК с иностранными производителями ГТБМ. Г-н Мордашов также попросил кабмин не заключать СПИК с компаниями, в которых есть доля у нерезидента РФ. При этом «Силмаш» высказывал опасения, что иностранные производители продолжат импортировать оборудование в период локализации. В октябрьском письме в кабмин владелец холдинга указывал, что в случае заключения СПИК с зарубежными машиностроителями все усилия компании по созданию в РФ отечественной технологии ГТБМ «могут быть сведены к нулю». В период трёхлетней отсрочки на время разворачивания производства в России возможна поставка готовых турбин, не отвечающих требованиям полной локализации, с зарубежных складов, опасались в «Силмаше». Речь идёт о 20 газовых турбинах Siemens до 2023 года, указывал «Коммерсант». В связи с этим российская компания окажется «в заведомо проигрышной ситуации», а реальной целью СПИК для иностранцев, прежде всего Siemens, является «не локализация производства», «а захват рынка на отборах проектов модернизации и разрушение программы создания производства российских газовых турбин».
Автор: Сергей Исполатов