Продай или плати
Создание базы для запуска полноценного вторичного рынка электросетевой мощности, которое продвигала промышленность, в ближайшей перспективе, скорее всего, обернётся введением нормы об оплате сетевых услуг по максимальной присоединённой мощности для новых потребителей (механизм электросетевого take-or-pay), на чём настаивают «Россети».
Источник: «Россети»
Правительство РФ своим постановлением от 26 августа внесло изменения в Правила техприсоединения (ТП), которыми разрешило потребителям перераспределять свою максимальную подключённую мощность в пользу других потребителей. Фактически речь идёт о создании нормативной базы для вторичного рынка сетевой мощности, на котором потребители смогут продавать разницу между максимальной (прописанной в договоре ТП) и реально потребляемой мощностью. Для присоединённых к единой электросети до 2009 года перераспределение мощности возможно только при наличии техвозможности ТП, которую определяет сетевая организация, указано в тексте вступивших в силу поправок. При этом ранее правом на продажу сетевых мощностей обладала только эта категория потребителей, что не позволяло создать полноценный вторичный рынок сетевой мощности.
Появление нормы о праве на перераспределение в «Сообществе потребителей энергии» приветствовали со сдержанным оптимизмом, отметив, что её надо рассматривать в контексте сложившейся ситуации. С 1 июля 2024 года потребитель при подключении уже платит «полным рублём» за заявленную мощность, включая инвестиционную составляющую, то есть компенсирует сетям все необходимые текущие затраты и даже принудительно вкладывается в их развитие. Таким образом, регуляторы и сети жёстко закрепили ответственность реального потребителя за необходимую ему сетевую мощность, отмечают в ассоциации промпотребителей.
«А как обстоят дела со встречной ответственностью электросетевых компаний за обоснованность затрат на строительство ЛЭП и подстанций, эффективность загрузки активов, постоянную доступность всей декларируемой мощности и резерва, необходимого для обеспечения заявленного уровня надёжности? Ситуация далека от идеальной. Предоставление возможности для потребителя перераспределить оплаченную им сетевую мощность – это ещё не «вторичный рынок сетевой мощности», а только первый слой в его основании. Право потребителя перераспределить мощность должно подкрепиться физической возможностью это сделать. Поэтому суть новации – не в организации нового рынка, который волшебным образом примирит потребителей с аппетитами сетей, а в попытке повысить эффективность использования сетевых активов. Получится ли? Ответ получим после нескольких месяцев работы по новому постановлению, наполненных внимательной ревизией загрузки центров питания, наличия оплаченной потребителем мощности с учётом резерва, т. е. способности сетевых компаний отвечать по своим обязательствам», – прокомментировали «Перетоку» в «Сообществе потребителей энергии».
Проект принятого сейчас постановления правительства Минэнерго представило в ноябре. В феврале «Россети» официально заявили, что считают предложение дискриминирующим госхолдинг.
«Создание возможности перераспределения мощности энергопринимающих устройств, построенных за счёт ПАО «Россети» или иных сетевых компаний, а не потребителя, не является справедливым», – заявила компания в протоколе по итогам заседания экспертного совета при думском комитете по энергетике. Замглавы «Россетей» Алексей Мольский тогда говорил, что потребитель при заказе мощности платил «только за свою линию», а «за трансформатор и реконструкцию» заплатили «все остальные потребители в тарифе», значит, трансформатор «формально принадлежит всему сообществу».
Введение права продавать мощность, подключённую не только до, но и после 2009 года, фактически ставит точку в многолетней дискуссии о том, кто имеет право распоряжаться подключённой мощность – сетевая компания или потребители. Толчком для принятия решения в пользу последних, вероятно, стала другая инициатива, уже несколько лет продвигаемая «Россетями», но тормозившаяся на уровне межминистерских обсуждений – о переходе к оплате услуг по передаче электроэнергии не по факту потребления, а по максимальной мощности, заявленной при подключении к сети. Вероятно, финальный виток дискуссии был запущен прошлой осенью письмом главы госхолдинга Андрея Рюмина на имя президента РФ, в котором он попросил распространить механизм сетевого take-or-pay на новых крупных потребителей, присоединяемых к единой электросети.
«Россети» видят в переходе на оплату по максимальной мощности эффективный инструмент борьбы с недозагрузкой имеющейся сетевой инфраструктуры на фоне недофинансирования и дефицита сети для новых подключений. Г-н Рюмин обратил внимание главы государства на новых крупных потребителей электроэнергии (не менее 670 кВт), которые «используют только 20–30% от присоединённой мощности» и платят лишь за объём фактического потребления. В сентябре 2023 года на конференции «Совета рынка» в презентации г-на Мольского говорилось, что установленная мощность подстанций 35 кВ и выше за десятилетие выросла на 68 ГВА, при этом загрузка подстанций «Россетей» в 2022 году составила только 30,5% (в распредсетях – 25,6%, в ЕНЭС – 35%).
Противниками идеи сетевого take-or-pay последовательно выступали промпотребители. Они неоднократно указывали на некорректность расчётов «Россетей», утверждая, что загрузка сетевых мощностей может достигать 50%. При этом отсутствие фактической возможности продавать избыточные мощности долгое время оставалось важным аргументом в их споре с «Россетями». Принятие базовых изменений для создания полноценного вторичного рынка мощности устраняет это препятствие на пути перехода к новой системе расчётов.
Правда, против внедрения take-or-pay в начале года активно выступал Минпромторг, направивший свою позицию в письме профильному вице-премьеру Александру Новаку. Там отмечали, что при подключении к электросетям «невозможно спрогнозировать объёмы будущего потребления электроэнергии» нового цеха или агрегата «в связи с высокой волатильностью загрузки производственных мощностей, обусловленной рыночными факторами». Изменение принципов расчётов с сетями «негативным образом скажется на операционных показателях компаний, а в ряде случаев приведёт к отказу компаний от реализации инвестиционных проектов», указывали в министерстве. По подсчётам Российской ассоциации производителей удобрений, переход на take-or-pay в электросетях «приведёт к дополнительным годовым расходам от 1 млрд до 4 млрд рублей». По оценкам «Русской стали», в среднем для крупного металлургического предприятия такая мера обернётся дополнительными затратами на сумму около 2 млрд рублей в год. Организация «Союзцемент» напоминала, что у производителей цемента летом потребление электроэнергии резко возрастает, а зимой – падает.
Однако Минпромторг, согласно информации «Коммерсанта», не вошёл в перечень структур, ответственных за принятие решения о механизме оплаты: по данным газеты, поставив резолюцию «согласен» на письме Андрея Рюмина, Владимир Путин поручил направить вопрос для проработки в Минэнерго, Минэкономики и ФАС. Сейчас норма о переводе новых потребителей на оплату по максимальной подключённой мощности уже согласована с заинтересованными ФОИВами и передана на утверждение в правительство, заявили в Минэнерго.
«Работа продолжается: предложения, предусматривающие оплату услуг по передаче исходя из максимальной мощности для вновь присоединяемых крупных потребителей в настоящее время находятся на рассмотрении в правительстве. Ранее они были согласованы с профильными ФОИВами», – сообщили «Перетоку» в пресс-службе Минэнерго.
«Проработка всех инициатив идёт в рамках ранее данных поручений президента и решений правительства», – подтвердили в «Россетях».
С независимыми ТСО чиновники вопрос не обсуждали, но сетевые компании сейчас целиком поглощены решением вопросов, связанных с внедрением института системообразующих ТСО в каждом регионе, а также подготовкой сетей к зиме, говорит источник в сегменте. Сроки перевода новых потребителей на систему сетевого take-or-pay участники процесса не называют, но один из собеседников в секторе дал понять, что механизм может быть внедрён уже в начале 2025 года.
Автор: Переток