Рефтинскую ГРЭС готовят к домашнему питанию

«Сибирская генерирующая компания» (СГК, входит в СУЭК) при необходимости уже к 2025 году может отказаться от покупки топлива в Казахстане для крупнейшей угольной электростанции России – Рефтинской ГРЭС. Компания приступила к разработке проекта перехода на отечественные угли, который ранее оценивался в 1 млрд рублей, но с учётом роста цен, вероятно, обойдётся дороже. Впрочем, для СУЭК проект в любом случае выглядит выгодным: импортозамещение 15 млн тонн экибастузского угля увеличит её внутрироссийские продажи более чем на 20%, что в усреднённых ценах 2021 года прибавит к ежегодной выручке группы более 20 млрд рублей, отмечают эксперты. Но в СГК настаивают, что проработка проекта ещё не означает его немедленную реализацию, он лишь создаёт возможность для замены топлива в будущем.

Рефтинскую ГРЭС готовят к домашнему питанию

Источник: sibgenco.online

СГК проводит конкурс на разработку проекта модернизации систем топливоподачи Рефтинской ГРЭС, что позволит перевести её на сжигание российских углей, рассказал в интервью «Перетоку» директор станции Алексей Золотов. Крупнейшую в РФ электростанцию на твёрдом топливе мощностью 3,8 ГВт СГК выкупила у «Энел Россия» в 2019 году. Новый владелец сразу же поставил задачу готовить перевод ГРЭС на использование угля СУЭК взамен казахстанского, под который генерация и строилась с конца 1960-х годов.

«Нет задачи прямо сейчас перейти на российский уголь, у нас есть действующий договор с поставщиками, он выполняется, топливо поступает. Задача состоит в том, чтобы быть готовыми к переходу на российский уголь, она была сформулирована СГК сразу после покупки Рефтинской ГРЭС в 2019 году», – говорил г-н Золотов.

К настоящему моменту на станции уже подтверждена готовность к сжиганию кузбасских углей, обкатывается возможность использования топлива из Хакасии. Подготовка самих энергоблоков – недорогой и несложный процесс, который можно провести в течение месяца, рассказал г-н Золотов. Более затратные работы – модернизация систем топливоподачи: необходимо обновление всего тракта, так как пыль кузбасских и хакасских углей относится к третьей и четвёртой группам взрывоопасности против первой группы у экибастузского топлива (оно не самовоспламеняется).

«Поэтому нужна модернизация, дооснащение системы топливоподачи современными устройствами взрывопожаротушения, аспирации и так далее», – поясняет директор ГРЭС.

Точный объём инвестиций станет известен после разработки проекта, которую в СГК планируют завершить в течение девяти месяцев. Предварительно модернизация систем топливоподачи оценивалась в сумму около 1 млрд рублей, но из-за прошлогоднего подорожания оборудования и комплектующих, стоимость, вероятно, окажется выше. Работы по обновлению систем топливоподачи на всех десяти энергоблоках ГРЭС, по словам Алексея Золотова, займут 12–15 месяцев. Таким образом, переход на отечественные угли может быть реализован на рубеже 2024–2025 годов, но окончательное решение остаётся за менеджментом и будет зависеть от множества факторов, в том числе внешней конъюнктуры на угольном рынке, отмечают в СГК.

Финансирование проекта, вероятно, будет осуществляться за счёт средств СГК. Необходимость перехода на другие угли определяют сами генераторы, в частности, исходя из экономической целесообразности; обращения по этому вопросу (в том числе о софинансировании работ) в Минэнерго РФ от энергокомпаний не поступали, сообщили «Перетоку» в пресс-службе министерства.

«Интересы СГК, очевидно, интегрированы в логику развития СУЭК, частью которой она является. Качество управления угольной генерацией в СГК и корпоративные возможности СУЭК позволят получить высокий уровень операционной синергии в рамках единой группы и достичь экономии за счёт эффекта масштаба», – отмечает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим, добавляя, что российские при этом угли более экологичны по сравнению с экибастузскими.

Объём продаж СУЭК внутри страны благодаря такому клиенту как Рефтинская ГРЭС может вырасти более чем на 20%: в 2021 году группа поставила на внутренний рынок 63 млн тонн угля, при этом рентабельность по EBITDA у головной компании составляет более 30%, так что выгоды очевидны, говорит г-н Сасим. Средняя цена топлива для нужд электроэнергетики тогда составила 1 445 рублей за тонну. Исходя из этого, ежегодное импортозамещение 15 млн тонн топлива для Рефтинской ГРЭС принесёт СУЭК 21,7 млрд рублей дополнительной выручки (в ценах 2021 года), подсчитал эксперт.

Прирост потребления угля в России создаст положительный экономический эффект не только внутри группы, но и в рамках экономики страны, говорит директор электростанции. Это сгладит последствия от удлинения транспортного плеча при доставке топлива на Рефтинскую ГРЭС: путь из Казахстана составляет 1,5 тыс. км, из Кузбасса – около 2 тыс. км. Стимулирование внутреннего потребления угля представляется логичной мерой поддержки отрасли – по заявлению правительства, увеличение внутреннего спроса в 2022 году (+6,8%) позволило компенсировать сокращение экспорта (-7,6%), так что транспортный фактор вряд ли будет иметь определяющее значение, согласен Сергей Сасим.

«С учётом высокого уровня компетенции СУЭК в логистике, предполагаю, что компания сможет нивелировать для СГК удлинение транспортного плеча на 30%. Учитывая синергию СУЭК и СГК, организация перевозки внутри страны может обойтись дешевле, даже несмотря на более продолжительный путь», – полагает эксперт.

Перевод Рефтинской ГРЭС на отечественный уголь приведёт к снижению импорта этого вида топлива более чем на три четверти. В 2021 году в Россию, по данным НИУ ВШЭ, было импортировано 20,1 млн тонн угля (весь объём поступил из Казахстана), в том числе 19 млн тонн энергетических углей. Общая доля завозимого угля в отгрузках на российский̆ рынок составила около 11%, но усреднённая цифра не показательна, отдельные регионы зависят от импорта сильнее других.

В середине февраля замгенпрокурора России Дмитрий Демешин на заседании коллегии прокуратуры Алтайского края заявил, что ведомство на фоне роста цен на твёрдое топливо предложило местным властям разработать план по бесперебойной поставке на объекты теплоэнергетики российского угля вместо казахстанского.

«У нас что, своего, российского, угля нет? Стоимость угля, в том числе после скандалов, которые сотрясали регион, – это и Яровое, и ещё ряд районов – существенна увеличена. Осуществите проверки. Чем это обусловлено, где здесь роль власти?» – заявил замгенпрокурора.

Но, в отличие от ситуации на Рефтинской ГРЭС, полный отказ от экибастузских углей может не вписываться в экономическую логику. Перевод любой ТЭС с казахстанского угля на российский требует затрат на модернизацию топливоиспользующего оборудования, поэтому применение импортного топлива в текущих условиях может быть экономически целесообразным, говорят в Минэнерго.

Рост цен на уголь, обусловленный мировой конъюнктурой, наиболее ощутимо отразился, в частности, на жителях Третьяковского, Змеиногорского и Локтевского районов Алтайского края. Пока в механизмах решения проблемы роста цен превалируют административно-ограничительные меры и традиционный набор реакции силовых ведомств, говорит г-н Сасим.

«На мой взгляд, попытки административным образом снижать цены на сырьё – это простой, но малоэффективный путь решения задачи. Искусственное занижение цен может привести к формированию системного дефицита топлива, устранение которого в итоге обойдётся потребителям или бюджету дороже текущих платежей. Разумнее было бы стимулировать развитие конкуренции и топливную диверсификацию, в том числе, в сфере энергетики. Этот путь гораздо сложнее, но снижает ценовую нагрузку, он эффективнее административных декретов», – полагает эксперт.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20