«Переход Рефтинской ГРЭС на российские угли даст эффект не только СУЭК, но и экономике страны»

«Сибирская генерирующая компания» (СГК, входит в группу СУЭК) в 2019 году купила крупнейшую угольную электростанцию в России – Рефтинскую ГРЭС. Сейчас на станции приступили к разработке проекта, который в будущем может позволить перевести её с импортируемого из Казахстана топлива на российские угли. О причинах возможного решения, сроках и стоимости проекта, наращивании объёмов использования золошлаков, а также планах обновления в рамках КОММод «Переток» побеседовал с директором Рефтинской ГРЭС Алексеем Золотовым.

Алексей Золотов

– В конце прошлого года СГК сообщала о наличии проблем с поставками экибастузского угля из Казахстана, где установились сильные морозы, на Рефтинскую ГРЭС. Как сейчас обстоят дела с поставками угля на станцию?

– Сейчас ситуация выровнялась и никаких проблем нет. Истории больше 50 лет: станция изначально проектировалась под этот тип казахстанского угля, добываемый в Экибастузском бассейне. У Рефтинской ГРЭС заключён договор с казахстанскими поставщиками (разрез «Богатырь» (ТОО «Богатырь Комир»). – Прим. ред.). В четвёртом квартале прошлого года, в ноябре – декабре, были небольшие отклонения от графика поставок, связанные с тяжёлыми погодными условиями. Пришли морозы, ключевыми трудностями стали дефицит локомотивной тяги в Казахстане и работа погрузочного оборудования на разрезах. В январе ситуация выправилась: поставки вернулись в график, уголь едет. Запасы на складах Рефтинской ГРЭС почти втрое выше норматива, утверждённого Минэнерго РФ.

– Сейчас СГК, входящая в угледобывающий холдинг СУЭК, готовит проект перевода Рефтинской ГРЭС на отечественное топливо. Чем обусловлено такое решение и какие задачи необходимо решить при его реализации?

– Думаю, причины ясны – это геополитическая обстановка в мире и экономическая составляющая, то есть будущая конъюнктура угольного рынка, имеющаяся сейчас зависимость от ценовых колебаний. Нет задачи прямо сейчас перейти на российский уголь, у нас есть действующий договор с поставщиками, он выполняется, топливо поступает. Задача состоит в том, чтобы быть готовыми к переходу на российский уголь, она была сформулирована СГК сразу после покупки Рефтинской ГРЭС в 2019 году.

Мы начали активно пробовать сжигать непроектные угли на котлах Рефтинской ГРЭС. За 2,5 года мы подтвердили готовность к сжиганию угля разрезов «Кийзакский» и «Заречный» Кузбасского угольного бассейна. В настоящий момент мы рассматриваем возможность использования и других отечественных углей, в частности из Хакасии. Один блок 500 МВт (на Рефтинской ГРЭС – четыре блока мощностью 500 МВт и шесть – по 300 МВт. – Прим. ред.) у нас полностью готов к сжиганию топлива разреза «Заречный». На остальных блоках по 500 МВт мы понимаем, что можно сделать для перехода на российский уголь. Это несложные и недорогие работы, они проводятся в течение одного месяца, поэтому по этим четырём блокам можно сказать, что у нас есть готовность к такому переходу. Но такой перевод на непроектные угли затрагивает работу не только самих котлоагрегатов, сжигающих угольную пыль. Он касается системы топливоподачи, то есть всей технологической цепочки: разгрузки угля из вагонов, доставки топлива до дробильных корпусов, первичного дробления и дальнейшей подачи в пылеприготовительное оборудование котлов. И здесь необходима более серьёзная модернизация всего тракта топливоподачи, потому что экибастузский уголь из Казахстана относится к углям первой группы взрываемости, он малоопасен и не самовоспламеняется. А угольная пыль кузбасских углей относится к третьей группе взрываемости, хакасских – к четвёртой. Поэтому нужны модернизация, дооснащение системы топливоподачи современными устройствами взрывопожаротушения, аспирации и так далее.

– В какие сроки может быть реализован этот проект, позволяющий Рефтинской ГРЭС перейти на сжигание российских углей?

– Движение в этом направлении уже началось в этом году. У нас разрабатывается проект обновления системы топливоподачи в соответствии с этими требованиями. Сейчас проводится конкурс на выполнение этих работ. Полагаю, что подготовка проекта будет завершена в течение этого года, и к следующему году менеджмент компании примет решение о сроках его практической реализации. При наличии финансирования модернизация может быть осуществлена достаточно быстро. По нашим оценкам и оценкам Сибирского инженерно-аналитического центра, обновление реально провести за год при условии оперативной поставки комплектующих и оборудования. Таким образом, весь процесс может занять около двух лет: девять месяцев – проектирование, ещё от 12 до 15 месяцев – собственно реализация для всех 10 блоков Рефтинской ГРЭС.

– Какова оценочная стоимость этих работ?

– По грубым предварительным расчётам, речь шла о сумме около 1 млрд рублей. Но сейчас значительно выросли цены на оборудование и комплектующие, особенно импортные, поэтому точная сумма станет известна после завершения разработки проекта: в его составе будет сметно-стоимостный расчёт мероприятий, которые необходимо выполнить.

– Как изменится транспортное плечо при переходе с экибастузских на отечественные угли?

– Зависит от точки поставки российских углей. Существующее плечо из Казахстана тоже немаленькое – около 1,5 тыс. км. Если везти из Кузбасса, то оно немного вырастет и составит около 2 тыс. км. Но, имея удлинение пути в районе 20–30%, мы получим переход на собственные угли в периметре СГК и прирост потребления внутри России, что в текущих условиях является немаловажным и даст экономический эффект не только внутри группы, но и в рамках экономики страны.

– Каковы возможные источники финансирования этого проекта?

– В этом году на этапе проектирования финансирование осуществляется за счёт собственных средств компании. Для реализации, я думаю, будут прорабатываться все возможные варианты: собственные и привлечённые деньги, софинансирование в рамках каких-либо госпрограмм. Окончательную стратегию будет определять менеджмент СГК. Пока нам необходимо решить первую задачу – подготовить проработанный проект.

– В этом году на электронной торговой площадке по купле-продаже вторичных ресурсов «Российского экологического оператора» стартовали торги золошлаковыми отходами (ЗШО). СГК уже подтвердила свой интерес к этому проекту и намерена подключиться к биржевым торгам. Рефтинская ГРЭС – крупнейший производитель ЗШО в периметре компании. В 2015 году прежний собственник («Энел Россия») создал на станции систему сухого золошлакоудаления, при этом при ГРЭС действует и мокрый полигон. Как сейчас выглядит система в целом?

– Рефтинская ГРЭС – крупнейшая в России электростанция, работающая на твёрдом топливе, соответственно, и крупнейший производитель ЗШО. Сейчас мы получаем уголь с очень высокой зольностью – около 40–42%, ежегодно образуется около 4–4,5 млн тонн ЗШО. Первый золоотвал появился одновременно с вводом станции в 1970 году. Его площадь составляла 440 га, он был заполнен и полностью рекультивирован в середине 2000-х годов, возвращён в хозяйственный оборот: там высажен лес, растут деревья высотой 7–10 м. Второй золоотвал – вдвое больше, его площадь – 995 га. Он разделён на две технологические зоны: одну треть занимает мокрая секция, остальная территория отведена под сухое складирование золы. На ГРЭС при реализации проекта 2015 года были созданы две параллельно работающие системы: сохранилась классическая система гидрозолоудаления и была построена система сухого золоудаления. По проекту они должны работать в пропорции: 80% – сухого золоудаления, 20% – мокрого, но при необходимости они могут заменять друг друга на всех энергоблоках. При отгрузке сухой части используется труболенточный конвейер, который подаёт золу на полигон, где она укладывается в штабеля высотой 22–24 м. Меньшая часть – классическая, где применяются золошлакопроводы, по которым с помощью багерных насосов золошлаки перекачиваются в мокрую часть отвала. Отсюда земснарядом зола вместе со шлаком переправляется в сухую часть, а вода после осветления через шахтные колодцы возвращается в оборот, создавая замкнутый цикл водопользования.

– Насколько ещё хватит мощности действующего полигона Рефтинской ГРЭС?

– По предварительным расчётам, исходя из того объёма ЗШО, что мы размещаем в последние три года, свободной ёмкости сухой секции хватит до 2042 года. Но мы планируем увеличить отгрузку сухой золы потребителям, уменьшая её складирование на золоотвале и продлевая период заполнения полигона.

– Какую долю ЗШО сейчас удаётся продавать и кому?

– Исходя из среднегодового выхода золы на уровне 4,5 млн тонн, мы продаём около 10% – в 2022 году было реализовано почти 465 тыс. тонн (средняя цена ЗШО на рынке составляет около 250 рублей за тонну. – Прим. ред.). Но ещё два-три года назад мы продавали только 5–6%. Рост стал возможен как за счёт увеличения спроса со стороны имевшихся партнёров-потребителей, так и благодаря привлечению новых, которые пришли на Рефтинскую ГРЭС вслед за СГК. Продажи золы централизованы в компании в рамках блока трейдинга, имеющего контрагентов и большой опыт реализации золы на сибирских станциях. Покупателями выступают производители разных видов бетона и других готовых строительных изделий и материалов, компании, выпускающие тампонажные смеси для нефтегазового сектора. На партнёров в этих сегментах приходится около 90% продаж.

– Есть ли необходимость в дополнительных технических решениях на станции для наращивания объёмов продаж ЗШО?

– Проектная мощность установки отгрузки сухой золы составляет около 1 млн тонн в год. Учитывая, что на 2023 год план продаж составляет 500 тыс. тонн, свободных мощностей пока достаточно. Но этот объём должен разделяться примерно пополам: половина должна вывозиться автомобильным транспортом, половина – по железной дороге. Но поездами отгружается лишь 5–7%, остальное – машинами, так что по автомобильной загрузке мы близки к своему максимуму. Сейчас мы реализуем проект по установке вторых автомобильных весов и замыканию кольцевого движения, что позволит отдельно взвешивать порожний и гружёный транспорт. Это создаст условия для увеличения объёма отгрузки ЗШО на 15–20%, притом что сейчас автотранспортом ежедневно вывозится более 1 тыс. тонн для потребителей в Свердловской и Челябинской областях с коротким транспортным плечом.

Для более отдалённых потребителей, которые хотели бы покупать нашу золу, необходимо развивать поставки по железной дороге. А такой спрос есть: мы начинаем работать с компаниями в Московской и Ленинградской областях. Мы установили железнодорожные весы, чтобы точно знать, сколько мы отгружаем в хопперы. Инфраструктура готова.

– Какие препятствия на пути наращивания использования ЗШО?

– Направление развивается, но происходит это медленнее, чем хотелось бы и нам, и жителям регионов, где золошлаки складируются в отвалах. Всё, что зависит от нас, мы делаем: в стратегии СГК до 2035 года предусмотрено увеличение использования сухой золы практически до 50%. Но необходимо думать над новыми способами вовлечения золы в хозяйственный оборот, которые позволили бы наращивать объёмы отгрузки, создавать соответствующие стимулы, хотя бы на уровне Уральского федерального округа. Возможно, это понижающие коэффициенты к железнодорожным тарифам, преференции и дотации для компаний, которые вовлекают золу во вторичный хозяйственный оборот. На федеральном уровне определённое движение мы замечаем: в конце января руководители СГК и «Росавтодора» подписали меморандум по вопросам внедрения ЗШО в практику дорожного строительства. В дорожном строительстве транспортные расходы достаточно значительны, и нам нужно заниматься учётом использования золы на этапе проектирования, прорабатывать транспортное плечо, чтобы от использования ЗШО в дорожном строительстве был не только экологический, но и экономический эффект. Но здесь мы вновь возвращаемся к вопросу, в частности, железнодорожных тарифов. При этом на уровне нашего региона мы находим понимание: у нас недавно побывал министр экономики и территориального развития Свердловской области, который поддержал идею вовлечения ЗШО в дорожное строительство. В ближайшие два года у нас будет строиться крупный участок автотрассы (в обход города Богданович), и он пообещал поспособствовать использованию нашей золы на этой стройке.

– Каковы модернизационные планы Рефтинской ГРЭС, в том числе в рамках федеральной программы обновления ТЭС (КОММод)?

– В этом году станции исполнилось 52 года, износ по разным типам оборудования составляет от 30 до 70%. В последние годы много работ проводилось по котельному оборудованию: в частности, введена новая система золоудаления. Также предусмотрены значительные объёмы работ по замене котлоагрегатов: сейчас у нас в капитальном ремонте находится энергоблок № 10, где меняют трубчатый воздухоподогреватель, отработавший 42 года, – это замена около 2,5 тыс. тонн металлоконструкций. По турбинному цеху: достаточно новая турбина на блоке № 5, которая была заменена в 2013–2014 годах.

Обновление станции идёт, и следующим важным этапом должно стать участие Рефтинской ГРЭС в федеральной программе. Первый блок 300 МВт мы останавливаем для модернизации в рамках КОММод в середине 2024 года. Его обновление с полной заменой турбины, генератора и вспомогательных систем продлится 1,5 года: с 1 января 2026 года он должен вернуться на рынок с увеличенной до 315 МВт мощностью. С 1 июля 2025 года аналогичные работы начнутся на энергоблоке № 4. В дальнейшем компания планирует участвовать в последующих отборах КОММод как минимум оставшимися блоками 300 МВт (№ 2, 3 и 6).


27 февраля 2023 в 20:36