Назад в прошлое
К 15 октября Минэнерго должно внести в правительство проект, прописывающий условия отборов «зелёных» проектов в рамках программы ДПМ ВИЭ 2.0. На фоне внутренней недоговороспособности альтернативных генераторов Минэнерго приняло логичное с точки зрения большинства участников энергорынка решение о проведении следующего конкурса по новым, более жёстким правилам. 9 октября Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) направила в Минэнерго отзыв, в котором раскритиковала проект и предложила провести ближайший отбор по старым нормам. Для экономии денег потребителей ОРЭМ «зелёные» генераторы предлагают отвязать доходность от ОФЗ, но индексировать операционные затраты. В нормативку уже заложены валютные и инфляционные индексации капекса, что и так приведёт к превышению расчётных капзатрат в 400 млрд рублей до 2035 года, говорит источник «Перетока» в Минэнерго, не называя объём превышения. Кроме того, Минэнерго, Минпромторг и инвесторы в солнечные электростанции (СЭС) не могут договорится о параметрах локализации оборудования в рамках второй программы поддержки сектора – нормативная база внесена в кабмин вместе с протоколом разногласий.
Источник: Mark Agnor/Shutterstock.com
Первый конкурс по отбору проектов ВИЭ в рамках новой программы поддержки развития «зелёной» энергетики в России (ДПМ ВИЭ 2.0) пройдёт в начале следующего года, сообщил 25 сентября замдиректора департамента развития энергетики Минэнерго Андрей Максимов на конференции газеты «Коммерсантъ», посвящённой ВИЭ.
«Мы уже сформировали пакет предложений нормативного акта, он ушёл по федеральным ведомствам, где мы, собственно, предлагаем все решения, которые в части поддержки оптового рынка должны, по нашему мнению, быть представлены», – сказал г-н Максимов (цитата по «Интерфаксу»), отметив, что пока продолжается дискуссия в части локализации производства.
В тот же вечер на regulation.gov.ru проект постановления правительства, вносящий изменения в Правила ОРЭМ и другие нормативные акты, был официально опубликован. Столь оперативное направление фактически финальной версии документа на согласование в ФОИВы оказалось неожиданностью для ВИЭ-сектора, несмотря на то, что подготовить проект в конце 2019 года поручал ещё прежний профильный вице-премьер Дмитрий Козак (План разработки нормативных правовых актов, обеспечивающих продление действия механизма стимулирования использования ВИЭ от 13.12.2019 № 11567п-П9).
В рамках завершающейся программы ДПМ ВИЭ в 2019 году квоты солнечной генерации, подлежащие распределению на финальном конкурсе, были увеличены на 199 МВт за счёт доли мини-ГЭС, не вызвавших интереса у рынка. Для загрузки производственных мощностей, развёрнутых в России в ходе ДПМ для локализации производства ВИЭ-компонентов, инвесторы в солнечные электростанции (СЭС) попросили добавить на конкурс 2020 года ещё 200 МВт из квот ДПМ ВИЭ 2.0. После снижения предельных капексов суммарная квота СЭС составила 480 МВт. Сектор хотел попросить ещё 250 МВт из второй программы, но потом выяснилось, что участники рынка не могут договориться между собой об условиях отбора в 2020 году. Компании, локализовавшие производство, хотели воспользоваться конкурентным преимуществом и настаивали на проведении конкурса по новым, ужесточённым правилам программы ДПМ ВИЭ 2.0. Этот вариант предусматривал повышенные штрафы за просрочку ввода мощностей, невыполнение норм локализации и экспорта российских компонентов СЭС. Более щадящие нормы первой программы позволяли сэкономить на локализации при покупке более дешёвых импортных запчастей, так что за проведение отбора по старым правилам ратовали компании без собственной промбазы. В Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) безуспешно пытались найти компромисс и предлагали фактически откатить ситуацию: 200 МВт разыграть по старым правилам, 280 МВт – по новым.
Работа в кабмине активизировалась после совещания у замруководителя аппарата правительства Алексея Уварова, которое состоялось 10 сентября, рассказывает источник «Перетока» в секторе. На нём Минэнерго обязали выполнить поручение г-на Козака и внести проект к 15 октября. Первоначально «Совет рынка» разослал заинтересованным сторонам «сырой» вариант, явно составлявшийся в спешке. Участники рынка представили свои корректировки, но большинство правок, попавших в финальную версию, носят технический характер, говорит собеседник в отрасли. ВИЭ-инвесторы рассчитывали на проведение ещё одного совещания перед публикацией проекта на regulation.gov.ru, оно было анонсировано регулятором ОРЭМ на 25 сентября, но не состоялось. Вместо этого Андрей Максимов объявил о согласовании проекта и направлении его в ФОИВы, сетуют «зелёные» генераторы.
Неспособность договорится сыграла против самих инвесторов, окончательное решение пришлось принимать Минэнерго, дальнейшее промедление грозило очередным срывом сроков выполнения прошлогоднего поручения вице-премьера. В начале сентября кабмин неожиданно сократил регламентные сроки проведения конкурса с 90 до 30 дней. Теперь декабрьский отбор могли объявить в конце октября, отсрочка потребовалась для «дополнительных консультаций» о его условиях, поясняли в правительстве. В итоге Минэнерго решило разыграть все 480 МВт квоты СЭС по новым правилам, ориентировочно в марте.
После двух недель раздумий над проектом Минэнерго, профильная ассоциация всё же определилась позицией и предложила провести конкурс, отложенный до весны, по старым правилам: соответствующее письмо директора АРВЭ Алексея Жихарева в Минэнерго от 9 октября было опубликовано ТГ-каналом «СоветБезРынка» 12 октября. Инвесторы не против перехода к одноставке, принципиального значения выбор механизма не имеет, поясняет логику этого обращения собеседник в среде «зелёных» инвесторов. Но ВИЭ-генераторы предлагают не спешить, провести грядущий конкурс по старым нормам и переходить к отбору по LCOE только с 2022 года. Это позволит участникам рынка провести переговоры с банками и тщательно подготовиться к новым правилам отбора, добавляет он.
В том же письме, направленном в Минэнерго за неделю до срока внесения согласованного варианта проекта в кабмин, участники сектора жалуются на избыточные штрафы в рамках новой программы; предлагают отказаться от использования доходности ОФЗ при расчёте цен на «мощность» ВИЭ (что в случае роста ставок в будущем может сократить расходы потребителей ОРЭМ на оплату «зелёной» генерации). Среди других инициатив – увеличение мощности проектов мини-ГЭС с 25 МВт до 50 МВт; отказ от распространения на ВИЭ требований по готовности оборудования, применяемых для ГЭС, ТЭС и АЭС; проведение отборов на 3 (СЭС) и 5 (ВЭС) лет вперёд вместо 5 и 6 лет, заложенных в проекте Минэнерго, и т. д.
Для ветрогенераторов ДПМ ВИЭ 2.0 стартует в 2025 году, её правила для ВЭС пока публично не обсуждаются. На последнем конкурсе первой программы должны быть разыграны квоты ВЭС (182,6 МВт) и мини-ГЭС (42,6 МВт; «РусГидро» уже заявила, что претендует на весь объём). Когда он пройдёт – в декабре или ориентировочно в марте, одновременно с отбором СЭС-проектов по ДПМ ВИЭ 2.0, – не принципиально, говорит источник «Перетока» в Минэнерго. Правила финального конкурса для этих типов генерации не меняются, для экономии трудозатрат отборы логичнее совместить весной, говорит он.
«Совет рынка» и большинство экспертов отрасли ратовали за переход на отбор по одноставочной цене (LCOE, цена за 1 кВт/ч выработки). Текущая модель предполагает отбор по капитальным затратам (цена за 1 МВт), которые оплачиваются через продажу энергии на РСВ и спецнадбавку к цене мощности. Принципиально схема не изменится, дискуссия развернулась вокруг механизма определения стоимости – через кВт/ч или МВт. В прежней программе допустимый уровень отклонения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) составлял значительные 25%, что раздражало, прежде всего, потребителей. «Альтернативщики» предлагали сократить показатель до 10%, но рассчитывать его не каждый год, а один раз в несколько лет. При этом предполагалось установить дискретность в 1%: то есть укладывающиеся в допустимый 10-процентный люфт получали 100% платы, для тех, кто не дотягивал до 90%, плата пропорционально снижалась бы с точностью до процента (например, при КИУМ 70%, генератор получает 70% денег). В итоге министерство остановило свой выбор на LCOE, при этом допустимое отклонение от КИУМ в опубликованной версии документа составляет 5%, а расчёт производится ежегодно.
Основные претензии ВИЭ-инвесторов к предложенному Минэнерго проекту касаются, прежде всего, денежных вопросов. Раньше все штрафы относились только к платежу за мощность, а сейчас, с учётом перехода на одноставочную цену, предложенные санкции создают риски даже выручке с РСВ, заявил «Коммерсанту» глава АРВЭ Алексей Жихарев. На конкурс на таких условиях никто не придёт, пугают инвесторы: среди прочего штрафы за просрочку ввода в текущем варианте вырастут в два раза: раньше они составляли 5% от капекса, а теперь предлагается рассчитывать их как 5% от годовой выручки объекта. В период первой программы ДПМ ВИЭ сектору создавались благоприятные условия для развития, средства с ОРЭМ выплачиваются регулярно, парирует собеседник «Перетока» в Минэнерго. Сейчас запускается вторая программа и логично, что к этому времени участники рынка должны были встать «на ноги» и наладить бизнес-цепочки, не допуская существенных провалов и задержек ввода, либо нести вполне рыночное наказание в виде штрафов, в том числе экспортных, говорит он.
В текущей версии проекта отсутствует механизм индексаций, в частности операционных затрат, указано в письме г-на Жихарева от 9 октября. Вопрос ставился на совещаниях в Минэнерго, но не нашёл отражения в опубликованном варианте, жалуются «зелёные» генераторы. «Отсутствие индексаций вынуждает инвесторов закладывать максимальные риски в конкурсную цену. При гарантии индексации операционных затрат и тем более одноставочных цен конкурса на уровень инфляции, цены могли бы оказаться существенно ниже», – говорит собеседник «Перетока» в секторе.
Минэнерго действительно не поддерживает предложение о индексации операционных затрат, но ВИЭ-инвесторы забывают рассказать, что в проекте заложена инфляционная индексация капитальных расходов, отмечает собеседник в Минэнерго. Заявляемые на отборах ценовые параметры будут проиндексированы на официальную инфляцию за период с момента проведения конкурса до года начала строительства. Кроме того, в тот же период на валютные разницы будет проиндексировано 20% капекса – это должно покрыть расходы компаний в случае подорожания импортируемых компонентов, которые в небольшой доле продолжат использовать при строительстве ВЭС и СЭС в рамках ДПМ ВИЭ 2.0. Эта индексация и так увеличит стоимость программы выше лимитов, заложенных до 2035 года. Капзатраты, оплачиваемые в рамках второй программы за счёт спецнадбавки к цене мощности на ОРЭМ, ограничены 400 млрд рублей. С учётом инфляционной и валютной индексаций заданный потолок, вероятно, будет превышен, говорит источник в министерстве энергетики, не конкретизируя его объём. Возможное превышение порога в 400 млрд рублей пока не вызывает сильного беспокойства у Минэнерго – расчёты носят предварительный характер, но в министерстве обещают следить за ситуацией.
Наряду с проектом поправок в Правила ОРЭМ в кабмине параллельно готовится нормативная база локализации комплектующих ВИЭ и экспортных норм, которые станут обязательным условием участия во второй программе поддержки ВИЭ. В среде «зелёных» генераторов говорят, что больше года совместно согласовывали и глубоко просчитывали цифры, прописанные в предложениях Минпромторга, но Минэнерго блокирует их утверждение, предлагая существенно ужесточить параметры и ничем это не мотивируя.
В Минэнерго ситуацию видят диаметрально противоположно. Минпромторг совместно с представителями сектора готовил расчёты, которые в итоге были представлены в заинтересованные ФОИВы с расчётными обоснованиями. С представленными выкладками Минэнерго и другие ведомства согласились. Но в течение нескольких дней позиция разработчиков изменилась: они предложили снизить ими же направленные показатели без объяснения причин. Неожиданная инициатива Минпромторга не нашла понимания в энергетическом ведомстве, так что проект локализационных норм в настоящее время передан в правительства вместе с протоколом разногласий, сообщил г-н Максимов.
Автор: Сергей Исполатов