Анонимные поправки гасят инвесторам солнце
Споры вокруг программы поддержки ВИЭ в очередной раз раскололи сектор «зелёной» генерации. В прошлом году участники рынка долго не могли договориться о распределении денег потребителей оптового энергорынка (ОРЭМ) между инвесторами в ветер (ВЭС) и солнце (СЭС) в рамках второй программы поддержки (ДПМ ВИЭ 2.0). Сейчас причиной публичного конфликта стали условия проведения финального конкурса первой программы, квоты которого были расширены на 200 МВт СЭС за счёт ДПМ ВИЭ 2.0. Инвесторы, не имеющие собственной производственной базы в России, хотят разыграть весь конкурсный объём по действующим (более низким) локализационным нормам. «Хевел» выступает за оперативное согласование условий новой программы и проведение ближайшего отбора на 700 МВт (в т.ч. 480 МВт СЭС) целиком по новым нормам. В Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) предлагают компромиссный вариант: исключить допобъёмы из ноябрьского конкурса и распределить их позднее по новым правилам. Секторальная дискуссия сопровождается аномальной аппаратной борьбой, когда правительственные документы принимаются без согласования с профильными ведомствами и регуляторами.
Источник: Jenson/Shutterstock.com
В апреле правительство по просьбе АРВЭ дополнительно включило в последний отбор программы ДПМ ВИЭ (должен пройти в 2020 году) 200 МВт СЭС. С учётом прошедшего снижения капекса по ВЭС и СЭС «добавка» в квоту составила 280 МВт, суммарные объёмы СЭС, выставляемые на предстоящий конкурс, достигли 480 МВт. «Зелёные» энергетики мотивировали перенос объёмов из второй в первую программу необходимостью дозагрузки уже построенных заводов по производству ВИЭ-компонентов. Но пока регуляторы определили лишь предельный объём расходов покупателей ОРЭМ в рамках ДПМ ВИЭ 2.0: общий платёж потребителей в период строительства (до 2035 года) составит до 400 млрд рублей в ценах 2021 года (в том числе 30 млрд – на мини-ГЭС), до конца программы в 2050 году – 725 млрд рублей. За эти деньги, по экспертным оценкам АРВЭ, может быть построено 7–8 ГВт ВЭС и СЭС. Условия ДПМ ВИЭ 2.0 ещё обсуждаются в регуляторах, основные споры разворачиваются вокруг критериев и порядка проведения конкурсных отборов, показателей локализации и объёмов экспортных поставок оборудования.
Создание внутри России собственных мощностей по производству ВИЭ-компонентов – одна из ключевых целей программы поддержки «зелёной» энергетики за счёт потребителей. Государство стимулировало инвесторов к строительству заводов, пообещав (через Минпромторг) ужесточать требования по локализации: с нынешних 65–75% до примерно 85% в рамках ДПМ ВИЭ 2.0. В начале августа «Коммерсант» написал, что Минпромторг направил в Минфин доработанную версию проекта постановления правительства о новых требованиях к ВИЭ-станциям по программе на 2025–2035 годы (версия от 27 июля). В доработанном варианте был прописан более высокий уровень целевого показателя экспорта – отношение выручки от продаж оборудования на экспорт к стоимости ВИЭ-станции в РФ. Показатель для ВЭС и СЭС с вводом в 2025–2030 годах составит 5%, а в 2031–2035 годах – 15%. Показатель для мини-ГЭС установлен на уровне 3–5%. Если инвестор не выполнит требование, то ему снизят плату за мощность на 20%. В этой версии документа также были повышены штрафы за недостижение уровня локализации оборудования – до 100% от платежа за мощность для всех видов ВИЭ с 2025 года (ранее обсуждался вариант 95%), указывала газета. На увеличении штрафов настаивало Минэнерго, при этом к началу августа у министерств «сохранялись разногласия по ряду деталей программы». Рост уровня локализации и штрафов ожидался инвесторами, но они не соглашались с цифрами, предлагая применять 100-процентные штрафы лишь к злостным нарушителям (например, для тех компаний, которые отклоняются от целевых показателей на 10–20%).
Без утверждённых параметров ДПМ ВИЭ 2.0 логично было провести финальный отбор на условиях первой программы. Для усиления конкуренции «Совет рынка» даже разово изменил условия ноябрьского конкурса, разрешив практически очно торговаться за право строительства мощностей в дополнительный (одиннадцатый) день отбора при соблюдении ряда условий. Однако вариант ценовой конкуренции при сохранении действующих локализационных параметров не устроил большинство представителей сектора. Компании развернули производство компонентов и рассчитывали на ужесточение требований на ноябрьском конкурсе при розыгрыше 480 МВт. Прежние требования создают риск получения мощности компаниями, которые будут использовать большую долю импортных (китайских) компонентов СЭС. В АРВЭ на фоне неготовности условий ДПМ ВИЭ 2.0 решили предложить кабмину изменить распоряжение премьер-министра и исключить из него мощности, перенесённые в предстоящий отбор из второй программы, разыграв их позднее.
За это предложение проголосовали девять из десяти компаний, против выступила только «Хевел», говорит источник «Перетока» в секторе. Этого оказалось достаточно, чтобы обратиться в кабмин от имени профильной ассоциации. «Хевел» выступает за повышение уровня локализации, так как под эти нормы и строились производственные мощности. Компания предлагает оперативно утвердить параметры ДПМ ВИЭ 2.0 и распределить все объёмы по новым правилам, желательно соблюдая утверждённые сроки (ноябрь) или чуть позднее. Поэтому «Хевел» и выступил против снижения квоты предстоящего отбора за счёт исключения дополнительных 200 МВт через распоряжение правительства.
«Объёмы новой программы поддержки ВИЭ привязаны к объёму инвестиционного ресурса. Соответственно увеличение объёмов на отборе ведёт с существенному снижению одноставочного тарифа. Мы поддерживаем вариант, при котором за меньшие средства строят больше генерации. Тем более что эффект масштаба критичен для развития экспорта. В сложившихся условиях было бы логичнее перенести все объёмы на следующий год и провести отбор по новым правилам», – заявили «Перетоку» в «Хевеле». Стоит отметить, что в конце августа глава «Т Плюс» Андрей Вагнер объявил о создании ВИЭ-СП с «Хевелом», в котором его компания получит 15–16%, внеся около 1,5 ГВт «зелёных» проектов, в том числе в виде прав на строительство в рамках ДПМ-квоты.
Но дальше ситуация начала развиваться вопреки ожиданиям большинства игроков сектора. 1 сентября «Совет рынка» сообщил, что «Администратор торговой системы» (АТС) проведёт финальный конкурс ДПМ ВИЭ 17 ноября – 1 декабря. Действовавшие на тот момент нормы обязывали регуляторов публиковать соответствующие объявления за 90 дней до дня окончания конкурса. Однако, как отмечено в телеграм-канале АРВЭ, спустя пару дней «объявление о запланированном на ноябрь конкурсном отборе проектов ВИЭ чудесным образом исчезло с сайта АТС». Как пояснили «Ведомостям» в «Совете рынка», постановлением правительства от 31 августа (вступило в силу 1 сентября) нормативные сроки публикации информации к отбору были сокращены с 90 до 30 дней, и теперь ноябрьский конкурс может быть объявлен в последних числах октября. В правительстве заявили, что решение о сокращении сроков публикации условий конкурсов принято «для проведения дополнительных консультаций, так как итоговые параметры программы могут оказать влияние на отдельные аспекты текущих конкурсных процедур».
Изменение порядка проведения конкурсов в текущем году стало полной неожиданностью для рынка, говорит директор АРВЭ Алексей Жихарев. По его словам, сроки отбора были сокращены без обсуждения с энергокомпаниями, членами ассоциации и «Советом рынка».
«Изменения (в сроки проведения отборов проектов ВИЭ – ред.) были внесены не по инициативе министерства энергетики», – прокомментировали в Минэнерго.
Источник в отрасли говорит, что в министерстве не знали об этих изменениях. В проекте документа, прошедшем согласование, этих корректировок не было, с участниками они не обсуждались. Этим же постановлением запрещается переопубликование конкурсной информации, ранее уже обнародованной «Советом рынка», «но информация с сайта почему-то пропала», недоумевает собеседник «Перетока». Сокращение сроков отбора с 90 до 30 дней шло в обход профильных министерств, спорные поправки вносились на уровне аппарата правительства, утверждают два информированных источника. В условиях цейтнота в кабмине могли пойти на сокращение конкурсных сроков, чтобы получить время для манёвра, предполагает один из них.
Несколько собеседников в отрасли не исключают, что за стремлением распределить 480 МВт СЭС по сниженным локализационным нормам стоят участники рынка, не имеющие своих производственных мощностей в России и готовые демпинговать за счёт большей доли импортных комплектующих. Первоначальный 200-страничный проект норм ДПМ ВИЭ 2.0, опубликованный Минпромторгом на regulation.gov.ru, отличался от разосланного в ФОИВы одной строкой, из-за которой, собственно, и ведутся основные споры. Отправленный в министерства и ведомства вариант предписывал провести отборы 2023–2024 годов на условиях старой программы, указывает один из собеседников «Перетока».
В профильной ассоциации указывают, что сокращение сроков отбора до одного месяца ограничивает конкуренцию: на подготовку документов до начала приёма заявок остаётся лишь 16 дней. «Нарушение инвестиционного климата и отпугивание инвесторов в кризисные времена крайне неконструктивно», – говорят в АРВЭ. «Переобъявление» отбора в конце октября создаёт дополнительные, подчас непреодолимые трудности. «Если АТС действительно решит заново объявить отбор проектов ВИЭ, то на подготовку инвесторам будет предоставлено всего две недели, что практически нереально», – указывают в ассоциации, добавляя, что те же две недели обычно занимает лишь один из этапов подготовки к конкурсу, например, получение банковского аккредитива или регистрация группы точек поставки на ОРЭМ. Такая ситуация должна привлечь внимание регуляторов, прежде всего ФАС, считают в АРВЭ.
Автор: Сергей Исполатов