Где ты, сверхновая?
Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку. Об этом рассуждает руководитель редакции науки и экологии ОРН РАМИ РИА «Новости» Андрей РЕЗНИЧЕНКО.
Что же нам выдаётся за энергетическую панацею, за революцию в генерации? Список этот довольно обширен, в нём холодный ядерный синтез, атмосферная электроэнергетика, вихревые теплогенераторы, магнитомеханический усилитель мощности, индукционные нагреватели, двигатели без выброса массы, напряжённые замкнутые контуры, энергоустановки на основе динамической сверхпроводимости. В общем, все магические слова, которыми так любят пользоваться фантасты и футурологи.
Конечно, некоторые технологии выглядят вполне перспективно – к примеру, установки для нагрева жидкости или вихревые теплогенераторы давно используются для отопления помещений, но общепризнанной теории процессов, приводящих к нагреву жидкости, пока нет, и когда она будет – никто не знает. Описывать все вышеперечисленные технологии я не буду, хочу только отметить, что холодный ядерный синтез, предполагающий прохождение ядерной реакции синтеза в атомно-молекулярных системах без существенного нагрева рабочего вещества, прочно зарекомендовал себя в мире как псевдонаука после целой серии неудачных опытов в 1980–2000 годах. К примеру, в 1989 году два американских химика заявили, что им удалось превратить дейтерий в тритий или гелий в условиях электролиза на палладиевом электроде. Но в итоге подтвердить факт осуществления холодного ядерного синтеза так и не удалось.
Но разве успокоишь неудачными опытами пытливый человеческий ум? Скандально известный итальянский изобретатель Андреа РОССИ недавно представил генератор E-Cat, в котором, по его словам, как раз и реализован принцип холодного ядерного синтеза. В то же время РОССИ окружил своё изобретение тайной и досконально изучить чудо-генератор не даёт, поэтому невозможно точно сказать, на каких принципах он работает.
Долгое время считалось, что подходящей альтернативой может стать водородная энергетика, но, несмотря на доступность и неограниченность запасов потенциального топлива, водород крайне опасен с точки зрения эксплуатации, и самое главное, его получение – довольно дорогой процесс. В общем, несмотря на развитие водородной энергетики в мире, замены углеводородам из неё так и не получилось.
Что же остаётся человечеству? Во-первых, есть ещё время, потому что запасов нефти, газа и угля хватит для того, чтобы к финалу их использования создать новые источники энергии, во-вторых, есть большая надежда на будущие открытия и изобретения.
А в-третьих, как это ни странно прозвучит, – энергия Солнца. Но только не фотовольтаика, а термоядерный синтез – процесс ядерной реакции слияния лёгких элементов с выделением колоссальной энергии. Именно эта реакция является источником энергии Солнца, дающего жизнь всему живому на Земле.
Сегодня во французском Кадараше мировое сообщество строит экспериментальный термоядерный реактор (ИТЭР), в основе которого лежит принцип токамака, созданного советскими учёными. Строительство ИТЭРа идёт сложно, первую плазму на нём удастся получить не ранее 2019 года, а первую демонстрационную электростанцию построят не ранее середины века. Но если человечеству это удастся сделать, то, по заверениям учёных всего мира, вопрос с дешёвой, экологически безопасной и надёжной генерацией энергии будет полностью решён.
7 ноября 2012 в 01:00
Другие статьи автора
Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку.
12 декабря на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было принято Парижское соглашение на период с 2020 года, которое должно заменить Киотский протокол. За скучными словами скрывается пакет важнейших решений, которые фактически призваны определить технологический облик нашей цивилизации как минимум на ближайшее столетие.
Новость о том, что с 1 апреля ICAO – Международная организация гражданской авиации, членом которой является Россия, запретит перевозить в самолётном багаже литий-ионные аккумуляторы, всколыхнула народ. С одной стороны, кто сейчас сдаёт в пассажирский багаж аэроплана электронику? С другой стороны, запрет ICAO выглядит вполне объективно – опасаются пожара на борту. Насколько опасной штукой является Li-ion аккумулятор с точки зрения возгорания? Попробуем разобраться, тем более, что 1 апреля совсем близко.
Глобальное изменение климата, помимо всего прочего, расширило наш лексикон. Появились термины и понятия, требующие внимательного рассмотрения и осмысления. Когда пройдёт на них мода и власти предержащие прекратят их нещадное применение к месту и не к месту, термины останутся профессионалам. Но их значимость от этого только выиграет.