Опасный след
Глобальное изменение климата, помимо всего прочего, расширило наш лексикон. Появились термины и понятия, требующие внимательного рассмотрения и осмысления. Когда пройдёт на них мода и власти предержащие прекратят их нещадное применение к месту и не к месту, термины останутся профессионалам. Но их значимость от этого только выиграет.
Одно из важнейших современных экологических понятий – так называемый углеродный след (УС). Если кратко, то УС (Carbon Footprint) – это совокупность выбросов всех парниковых газов, прямо или косвенно произведённых человеком, организацией, мероприятием, городом, государством. Как известно, для удобства все парниковые газы пересчитывают в эквивалент СО2, то есть рассчитывают, какое количество СО2 в тоннах даёт такой же парниковый эффект, который производит определённое количество тонн того или иного газа. Указывать УС принято в тоннах эквивалент-СО2 (сокращённо СО2-экв.). Стоит помнить, что СО2 – это почти 75% от всех антропогенных выбросов парниковых газов.
Кстати
Углеродный след состоит из двух составляющих – прямых и косвенных выбросов. Прямые выбросы – объём СО2 и других парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу непосредственно на территории того или иного производства или домашнего хозяйства, главным образом при сжигании ископаемого топлива – угля, газа, нефтепродуктов. Прямой углеродный след производства – объём эмиссии парниковых газов в процессе деятельности какого-либо производства. В него входят энергетические косвенные выбросы – потреблённое предприятием тепло и электроэнергии, несмотря на то что они выработаны за его пределами. Прямой углеродный след каждого человека зависит, к примеру, от количества его поездок на автомобиле, полётов на самолёте, от того, сколько газа или угля было сожжено для обогрева жилого дома, сколько было потреблено электроэнергии. Косвенные выбросы – объём эмиссии в атмосферу СО2 и других парниковых газов в процессе производства и транспортировки продукции, которую человек потребляет. Это касается и предоставляемых услуг, не только товаров. Покупатель, выбирающий товар с меньшими косвенными выбросами (как правило, это товар, произведённый в местности покупателя, ведь транспортировка сопряжена с большими затратами топлива), снижает свой личный вклад в косвенные выбросы.
Давайте попробуем, к примеру, оценить УС обычной булочки, которую мы покупаем в магазине. Первый объём эмиссии можно оценить на этапе работ по подготовке посевной, ведь сельскохозяйственная техника загрязняет атмосферу выхлопными газами. Затем техника участвует в сборе и транспортировке зерна, свой вклад также вносит работа элеватора. Зерно развозят предприятиям (пекарням, к примеру), которые делают из него муку и выпекают хлеб, и этот процесс также вносит свой вклад в УС. Готовый продукт вновь развозят в магазины, хранят на складах, где есть и отопление, и освещение. Из всего этого и складывает УС хлебного батона.
Для примера: данные по углеродному следу ряда товаров и услуг, которыми мы пользуемся постоянно: SMS-сообщение – 0,014 г СО2-экв. E-mail-сообщение – 4 г СО2-экв. или 50 г СО2-экв., если в письме объёмное приложение. Использование мобильного телефона – 1250 кг СО2-экв. в год, если говорить по одному часу в день. Пол-литровая бутылка с водой – 110 г СО2-экв. Мороженое – 500 г СО2-экв. Джинсы – 6 кг СО2-экв. Надо отметить, что общее воздействие человека на природу рассчитывается с помощью так называемого экологического следа (Ecological Footprint) – системы оценки использования человеком ресурсов окружающей среды.
Если говорить об углеродном следе в энергетике, то выбросы СО2 при эксплуатации атомных станций и возобновляемых источников энергии приближаются к нулю, но всё равно необходимо учитывать всю цепочку этапов в процессе создания объекта генерации ВИЭ или nuclear – от добычи сырья до ввода в эксплуатацию. Если же говорить о тепловых электростанциях, работающих на ископаемом топливе, то можно лишь ещё раз констатировать, что на сегодня они являются одними из главных поставщиков парниковых газов в атмосферу.
Наивно думать, что глобальное изменение климата – это беда для одних и радость для других. Плохо будет всем на Земле без исключения. Проблему надо решать комплексно, поэтому я могу с уверенностью прогнозировать, что в ближайшем будущем углеродный след продукта (объекта) может стать одним из его главных характеристик, влияющих на рыночное положение. Продуктам и услугам с высоким УС могут просто не позволить существовать, их не допустят к покупателям. Энергетику это коснётся в первую очередь.
25 июля 2016 в 14:50
Другие статьи автора
Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку. Об этом рассуждает руководитель редакции науки и экологии ОРН РАМИ РИА «Новости» Андрей РЕЗНИЧЕНКО.
Сегодня модно говорить о новых, прорывных источниках энергии, которые должны спасти человечество от неминуемого энергетического голода, после того как иссякнут нефть, газ и уголь. Но то, что сегодня выдаётся за панацею, не может не вызвать скептическую улыбку.
12 декабря на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата было принято Парижское соглашение на период с 2020 года, которое должно заменить Киотский протокол. За скучными словами скрывается пакет важнейших решений, которые фактически призваны определить технологический облик нашей цивилизации как минимум на ближайшее столетие.
Новость о том, что с 1 апреля ICAO – Международная организация гражданской авиации, членом которой является Россия, запретит перевозить в самолётном багаже литий-ионные аккумуляторы, всколыхнула народ. С одной стороны, кто сейчас сдаёт в пассажирский багаж аэроплана электронику? С другой стороны, запрет ICAO выглядит вполне объективно – опасаются пожара на борту. Насколько опасной штукой является Li-ion аккумулятор с точки зрения возгорания? Попробуем разобраться, тем более, что 1 апреля совсем близко.