Несчитаемые изменения

25 января наблюдательный совет «Совета рынка» принял решение о комплексной корректировке правил рынка «на сутки вперёд» (РСВ), призванной сделать действующую систему более прозрачной. Генераторы с 1 марта потеряют право искусственно повышать цены на электроэнергию в ночные часы (отмена инструмента 1,5 Pуст.), одновременно изменится механизм подачи ценовых заявок – приоритет получат наиболее эффективные энергоблоки. Ряд параметров ещё предстоит досогласовать в ближайший месяц. Пока правки вводятся лишь до конца года для их «обкатки». Как нововведения отразятся на суммарной выручке РСВ, неизвестно: ценовая ситуация будет зависеть от выбранных участниками стратегий, говорят в «Совете рынка».

Несчитаемые изменения

Источник: www.np-sr.ru

Первоначально потребители ОРЭМ требовали отменить механизм повышения цен в ночные часы. Покупатели и продавцы электроэнергии самостоятельно не могли договориться по этому вопросу на протяжении двух лет, поэтому в конце ноября Минэнерго инициировало рассмотрение вопроса об отмене 1,5 Pуст. на набсовете регулятора, рассказывал ранее замминистра энергетики Павел Сниккарс. 25 ноября решение принято не было: генераторы указали, что при суммарной годовой выручке РСВ в 868 млрд рублей при ликвидации механизма, позволяющего покрывать убытки, прежде всего, тепловой генерации, они потеряют около 100 млрд рублей, что поставит под вопрос рентабельность значительной части энергоблоков. С доводами поставщиков согласились регуляторы, на подготовку комплексного предложения было отведено два месяца.

Точно в срок набсовет «Совета рынка» утвердил комплексные изменения в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП), связанные с корректировкой ценовых заявок РСВ под ценовые заявки ВСВГО, а также с особенностями учёта заявок генерации при проведении ВСВГО, сообщила пресс-служба регулятора. Обновлённый вариант, разработанный самим регулятором, предполагает введение почасового сравнения заявок на РСВ с заявками на ВСВГО, то есть фактически отменяет инструмент 1,5 Pуст. Теперь в случае подачи в ВСВГО и РСВ неинтегральных ценовых заявок проверка требования (цена РСВ не должна превышать показатель ВСВГО для всех объёмов), а также корректировка заявок в случае их нарушения будут проводиться для каждого часа суток в отдельности путём сопоставления часовых подзаявок с заявками ВСВГО и РСВ.

Одновременно правила РСВ дополняются корректировками, обеспечивающими приоритетный отбор эффективной генерации в ВСВГО. Речь идёт, в первую очередь, о ПГУ-блоках, которые до сих пор не имели регламентной возможности информировать «Системного оператора ЕЭС» о готовности к включению в работу. Для приоритетного отбора эффективной генерации её заявки (с ценой не выше топливных затрат) будут учитываться в ВСВГО как ценопринимающие. В качестве референтного значения будут использоваться топливные затраты современной ПГУ. При этом в рамках отбора на РСВ ценовое ограничение на заявку будет определяться исходя из первоначальной поданной заявки поставщиком, пояснили в пресс-службе «Совета рынка».

Требуя отмены 1,5 Руст., потребители говорили о необходимости повышения прозрачности правил рынка, но давали понять, что настаивают на снижении своих расходов и не готовы к «игре с нулевой суммой», когда при изменении норм расходы остаются прежними. Генераторы парировали: отмена одного инструмента, наоборот, ещё более разбалансирует систему – они не смогут включать часть реальных расходов в цену. Утверждённые сейчас корректировки носят комплексный характер, но их реальный финансовый эффект на РСВ пока неясен. Ранее источник «Перетока», знакомый с финальным предложением «Совета рынка», говорил, что суммарно изменения приведут к некоторому снижению цен на РСВ, но оно будет незначительным.

«Достоверно говорить о влиянии принятых изменений на динамику цен и иных показателей РСВ и ОРЭМ в целом в настоящий момент не представляется возможным, так как не известно, как изменится стратегия участников рынка после вступления изменений в силу», – сообщили «Перетоку» в пресс-службе «Совета рынка».

В «Сообществе потребителей энергии» «Интерфаксу» заявили, что «пакет дополнений фактически обнулил положительный для экономики эффект отмены 1,5 Pуст». «Тем самым поставщики и регуляторы лишний раз продемонстрировали невосприимчивость к предложению потребителей энергии сбалансировать ситуацию на энергорынке», считают покупатели ОРЭМ. Генераторы придерживаются диаметрально противоположного мнения: принятые решения «позволят соблюсти баланс интересов всех сторон, обеспечить эффективность загрузки посредством выбора оптимального состава геноборудования», говорят в «Совете производителей энергии».

Комплексное предложение утверждено, но регулятор дал несколько поручений проанализировать и просчитать нюансы. Среди остающихся открытыми – вопрос об отсечке цены для эффективных блоков «не выше топливных затрат», говорят два собеседника, знакомые с деталями дискуссии. Ранее в качестве компромиссной обсуждалась отметка в 900 рублей за 1 МВт•ч, но конкретная цифра будет определена позднее. Возможно, к утверждённому показателю буду применяться поправочные коэффициенты, предполагает один из собеседников.

Пока изменения на РСВ вводятся в тестовом порядке: поправки будут действовать с 1 марта по 31 декабря 2022 года. При этом донастройка системы продолжится. Наблюдательный совет поручил «Совету рынка» вместе с «Администратором торговой системы», «Системным оператором ЕЭС» и заинтересованными участниками к 30 апреля направить в Минэнерго предложения по внесению изменений в нормативные акты правительства РФ, касающиеся усовершенствования правил ОРЭМ. Как сказано в пресс-релизе регулятора, предполагаемые поправки затронут следующие направления:

· переход от обязательного ценопринимания на уровне технологического минимума к обязательному ценоприниманию на уровне технического минимума геноборудования;

· повышение ответственности поставщиков за отклонения, соответствующие увеличению загрузки с уровня ниже технологического минимума до уровня технологического минимума;

· введение мер, направленных на недопущение систематических однонаправленных отклонений участников оптового рынка;

· усовершенствование порядка определения и компенсации убытков, обусловленных работой генерирующего оборудования на уровне технического (технологического) минимума и формированием цен РСВ на уровне ниже топливных затрат, соответствующих такому режиму работы.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Эксперимент по наполнению бюджета Сахалина

Завтра правительственная подкомиссия обсудит размер ставок платы за превышение квот на выбросы парниковых газов в рамках...

19 июля 2022 в 20:03