Тарифы и счётчики упёрлись в деньги
Несмотря на активные лоббистские усилия, предпринимаемые «Россетями», реформа сетевых тарифов может быть запущена не ранее 2021 года. В Госдуме ожидают, что поправки в федеральное законодательство, необходимые для дифференциации тарифов ФСК, будут внесены правительством в первом полугодии. Пересматривать тарифы «задним числом» никто не будет, так что изменения могут начать внедряться не ранее 2021 года, рассказал 24 января глава думского комитета по электроэнергетике Павел Завальный. При этом до конца весенней сессии депутатам также придётся вернутся к теме счётчиков электроэнергии, ответственность за которые с 1 июля должны перейти от потребителей к гарантирующим поставщикам (ГП) и сетевым компаниям.
Сетевая реформа: техотсрочка на фоне идеологических разногласий
Реформа принципов тарифообразования в сетевом комплексе стала самой масштабной и активно лоббируемой инициативой «Россетей» в прошлом году. Фактически речь идёт о трёх связанных вопросах: изменениях условий льготного техприсоединения (ТП), введении платы за сетевые резервы и дифференциации тарифов ФСК. Летом глава сетевого госхолдинга Павел Ливинский лично просил тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева ускорить принятие необходимых поправок в законодательство и подзаконные акты. Предложения «Россетей» поддержаны Минэнерго, но против них выступают промышленники, а также Минэкономразвития и ФАС. В конце декабря г-н Ливинский, общаясь с журналистами, говорил, что ожидает решений по ключевым вопросам – введению платы за сетевые резервы и дифференциации тарифов ФСК «в ближайшее время». Однако если в первом случае изменения могут быть проведены решением кабмина, то в случае с дифференциацией тарифов ФСК речь идёт о поправках в ФЗ-35 «Об электроэнергетике».
На пресс-конференции 24 января в МИА «Россия сегодня» председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный сообщил, что в нижней палате парламента ожидают внесения проекта поправок кабмином в первом полугодии. Но в этом году перезапустить систему уже не получится, так как все тарифные решения на 2020 год уже приняты, добавил он.
«Мы ожидаем такие законы, которые находятся на стадии разработки, в первом полугодии, в рамках весенней сессии они поступят в Госдуму. Понятно, что о 2020 годе речь идти не может, задним числом тарифы пересматриваться не будут.... это будет только начиная с 2021 года», – заявил Павел Завальный.
Он пояснил, что в конце прошло года была принята дорожная карта повышения эффективности электросетевого комплекса. Предлагаемые «Россетями» изменения призваны, прежде всего, снять остроту проблемы перекрёстного субсидирования и более справедливо перераспределить финнагрузку на промпотребителей. Сейчас сетевая составляющая в конечном тарифе – около 50%, у отдельных категорий потребителей на низком напряжении она доходит до 70%. При этом собственно затраты сетей, по словам г-на Завального, составляют около 27%, остальное – различные виды перекрёстного субсидирования, зашитые в сетевых тарифах. Перекрёстка существенно влияет на показатели ВВП, отметил Павел Завальный. Объём ежегодного субсидирования превышает 400 млрд рублей, это даёт сдерживание темпов роста ВВП на 0,6-0,8 п.п. Если перекрёстка будет расти и дальше, то влияние достигнет 1% ВВП.
«А учитывая темпы роста (ВВП – ред.) менее 2%, это очень много. Перекрёстка – это сейчас один из самых сложных вопросов в нашем ТЭКе... Очень много несправедливости в системе тарифообразования, поэтому мы говорим, что надо пересматривать систему с целью снижения дифференциации, более справедливого перераспределения тарифов по типам напряжения, пересматривать методики и, вообще, переходить к рыночному ценообразованию на розничном рынке электроэнергии. Эти вопросы требуют обсуждения, у нас (в Госдуме – ред.) в феврале запланировал круглый стол на эту тему. Также мы договорились с министром энергетики Александром Новаком о создании рабочей группы под его руководством для обсуждения этих вопросов. Такие договорённости были перед Новым годом, надеюсь они будут реализованы», – заявил Павел Завальный.
Сейчас «Россети» очевидно будут пытаться с «цифрами в руках» убедить обновлённый кабинет, в том числе нового куратора ТЭК – вице-премьера Юрия Борисова, в необходимости преобразований. Противники реформы продолжают упирать на ключевое для них условие – недопущение роста реальной нагрузки на потребителей под видом её перераспределения. Повышая тарифы ФСК для крупнейших потребителей, сетевики должны пропорционально снижать ставки для малого и среднего бизнеса, то есть общестрановой тарифный «котёл» не будет меняться. Но фактически тариф для некрупных потребителей может остаться на прежнем уровне из-за включения в «освобождающуюся» часть выпадающих расходов предыдущих периодов, указывают противники реформы. «Сообщество потребителей энергии» оценивало сумму «выпавших» доходов «Россетей» в 300 млрд рублей, но по другим данным, к оплате может быть предъявлено до 700 млрд рублей. Наличие этой развилки фактически признал и Павел Завальный. Он подчеркнул, что согласно принятым решениям сетевые тарифы будут расти по принципу «инфляция минус».
«Если будет применён новый режим оплаты резерва мощности, дифференциации тарифа ФСК, льготного ТП, то там есть проблемы. Так, накопленный убыток от льготного ТП «Россети» оценивают примерно в 120 млрд рублей и если в тарифах будет намечаться какая-то экономия, то она будет направлена на погашение убытков прошлых лет. При этом это (новая система – ред.) должно сказаться на потребителях, вести к снижению уровня перекрёстного субсидирования у наиболее перегруженных им потребителях. Но всё это будет обсуждаться, причём в публичной плоскости», – резюмировал он.
Таким образом, решение по ключевой развилке в кабмине до сих пор не принято. По имеющейся информации обновлённое правительство вернётся к обсуждению вопроса дифференциации тарифа ФСК только в конце февраля. Если власти поддержат потребителей и запретят увеличивать «котёл» за счёт «выпавших» доходов, «Россети» могут потерять интерес к реформе. В противном случае изменения начнут внедряться лишь со следующего года, следует из слов Павла Завального. В секторе также сомневаются, что власти пойдут на несинхронный запуск элементов сетевой реформы – оплаты резервов уже с 2020 года, а дифференциации тарифа ФСК с 2021 года. Эксперты приводят тот же аргумент, что и глава думского комитета – тарифные решения на этот год уже приняты. Оперативно получить комментарий по этому вопросу в кабмине «Перетоку» не удалось.
К теме счётчиков придётся вернуться
Ещё одной электротемой, к которой депутатам Госдумы предстоит вернуться в первом полугодии станет закон об интеллектуальных системах учёта (ИСУ). Чуть более года назад президент Владимир Путин подписал закон о внедрении в России ИСУ электроэнергии. С 1 июля 2020 года в ведение ГП должны перейти приборы учёта в многоквартирных домах (МКД), сетевым компаниям достанутся счётчики всех прочих потребителей. Позднее власти разрешили включать расходы на ИСУ в сбытовой и сетевой тарифы, а также в плату за ТП, которую получают сетевики. Но «Россети» заявили, что обойдутся собственными ресурсами и не будет пользоваться этой нормой. Стоит отметить, что в конце декабря Павел Ливинский подтвердил, что сейчас тарифы «Россетей» находятся на предельном уровне «абсолютно во всех регионах». Таким образом, включать расходы на ИСУ в тариф до перераспределения «перекрёстки» попросту некуда.
В отличие от «Россетей», пока не видящих проблем, сбытовые компании уже заявили о нехватке денег на тотальную установку ИСУ. Регионы не хотят включать расходы сбытов на счётчики в тарифы из-за слишком больших сумм. В прошлом году сбытовые компании попросили власти отсрочить вступление в силу новых норм. При этом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, пожурив чиновников кабмина за нерасторопность, пригрозила не голосовать за отсрочку запуска новой системы ответственности за «умные» счётчики. Однако 24 января Павел Завальный сообщил об альтернативном варианте решения проблемы, который он поддерживает: право на счётчики в МКД может быть передано от сбытов сетевым организациям.
«Пока таких инициатив (по пересмотру норм закона об ИСУ – ред.) нет, но я думаю к этому вопросу мы ещё вернемся для предупреждения роста цен. Моя позиция – всё отдавать «Россетям». Решения, по идее, должны быть приняты до 1 июля», – заявил глава думского комитета по энергетике.
В «Россетях» не стали комментировать заявления г-на Завального. Сбыты с таким вариантом развития событий естественно не согласны. Они указывают, что проблема с источником средств на установку ИСУ в МКД не в том, что у ГП не возникнет экономии от их установки, а в том, что такой экономии не возникает в целом в контуре электроэнергетики, т. е. и у сетевых организаций тоже.
«Основной выигрыш от установки ИСУ в МКД будет на стороне потребителей и управляющих организаций: может произойти сокращение расходов на общедомовые нужды, могут начать экономить сами потребители при наличии более достоверного и умного учёта, появится возможность контролировать качество. Гарантирующие поставщики получат только один положительный эффект – сокращение в будущем безнадёжной задолженности управляющих организаций в части ОДН, что, однако, не может быть источником финансирования внедрения ИСУ», – говорит председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая.
Передача полномочий по установке ИСУ в МКД сетевым организациям также потребует учёта в тарифах, добавляет она. Установка счётчиков в МКД вообще никак не влияет на экономику сетевых организаций – им достаточно прибора учёта на вводе в дом. «То есть в отличие от ГП они не имеют никакого экономического стимула в этом сегменте», – говорит г-жа Невмержицкая.
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала проект своего приказа, предполагающего продление срока перехода к «эталонным» энергосбытовым надбавкам с трёх до четырёх лет, до конца 2021 года. В секторе полагают, что таким образом антимонопольщики сглаживают рост сбытовой составляющей в тарифах в отдельных регионах. В дальнейшем на «эталонные» тарифы планируется перевести и сетевой сегмент. «При регулировании методом эталонов выручка ГП зависит от роста цен на оптовом рынке в той же мере, что и у сетевых организаций – только лишь в части переменных расходов», – отмечает глава сообщества ГП и ЭСК.
Источник в сбытовом секторе указывает на другой нюанс, который может возникнуть при передачи ответственности за ИСУ в МКД сетевым компаниям. «У сетей нет договорных отношений с конечным потребителем. Следовательно, им надо будет иметь посредника в лице управляющей компании. Это создаёт почву для манипуляций и лишает их какой-либо заинтересованности в процессе», – говорит он. При этом нет никаких гарантий, что рано или поздно сети не попросят включить эти расходы в тариф либо в плату за ТП, льготы по которой планируется максимально сократить, добавляет собеседник в сбытовом секторе.
Автор: Сергей Исполатов