Повторное выпадение доходов

Накануне нового года совет директоров «Россетей» утвердил стратегию госхолдинга до 2030 года. Документ носит рамочный характер, на его основе будут разработаны программы по отдельным направлениям развития. Более важным для энергорынка остаётся вопрос сетевой реформы, ключевые элементы которой – дифференциацию тарифов ФСК и введение оплаты сетевых резервов – «Россети» просили запустить с 2020 года. Обсуждающееся сейчас в правительстве ограничение роста тарифной выручки может обессмыслить преобразования. Очередное совещание по этому вопросу должно состояться в кабмине в конце января – начале февраля.

Повторное выпадение доходов

Источник: rosseti.ru

Стратегия «Россетей»: надёжность, дивиденды, нетарифная выручка

26 декабря совет директоров «Россетей» на очном заседании единогласно утвердил стратегию развития госхолдинга до 2030 года. В компании утверждение документа считают важным этапом. «Россети» переходят от бизнес-модели, предполагающей наращивание материально-технической базы, к модели современной информационной инфраструктуры, обеспечивающей рост совокупной доходности акционерам при заданном уровне качества и надёжности сети, пояснял после заседания совета директоров и. о. замгендиректора по стратегии Егор Прохоров. В рамках стратегии обозначены три основных цели: обеспечение надёжности, рост доходов акционеров и десятикратное увеличение нетарифной выручки – с нынешних 2% до 20%. За 10 лет менеджмент обещает увеличить капитализацию холдинга более чем в три раза, до 1 трлн рублей.

«Мы остаёмся верны своим заявлениям, которые озвучивали ранее, – это 1 трлн рублей (капитализации – ред.) к 2030 году. 1–1,5 года назад это казалось недостижимой величиной. Наша капитализация на конец прошлого (2018 – ред.) года составляла 156 млрд рублей, а сейчас она близка практически к 300 млрд рублей», – отметил Егор Прохоров (цитата по ТАСС).

С технической точки зрения к 2030 году «Россети» обещают снизить потери в сетях до 7,3%, повысить наблюдаемость сети до 90−100%, а индекс цифровой трансформации (соответствующая программа уже утверждена, оценивается в 1,3 трлн рублей) должен составить 95–100%.

Фактически это все значимые подробности, которые пока известны о стратегии «Россетей», – сам документ общественности ещё не представлен. По сути, он носит рамочный характер и фиксирует глобальные задачи, более детально планы холдинга будут прописаны в отдельных программах, разрабатывающихся на основе стратегии. Наиболее интересный рынку вопрос – о дивидендной политике «Россетей» – также остался без ответа. Документ был внесён в правительство одновременно со стратегией, но, в отличие от неё, пока не принят.

Впрочем, г-н Прохоров и его начальник, глава «Россетей» Павел Ливинский пояснили журналистам ключевые подходы к акционерной политике – они не предусматривают масштабного привлечения частных инвестиций за счёт продажи долей (и пропорционального снижения госучастия) в дочерних структурах, прежде всего, МРСК.

«Вопроса структуры холдинга документ (стратегия – ред.) не касается. Нет на то ни законодательных возможностей, ни организационных. Мы не можем игнорировать позиции миноритарных акционеров. Холдинг таков, что большинство в советах директоров («дочек» – ред.) для принятия решений у «Россетей» есть», – заявил 26 декабря г-н Ливинский (цитата по Интерфаксу).

Не планируя снижать долю в ДЗО, руководство холдинга и Минэнерго поддерживают идею сокращения госдоли в самих «Россетях» с нынешних 88,04% до 75% + 1 акция через допэмиссию. Но процесс может быть запущен лишь после роста капитализации компании, подчеркнул председатель совета директоров «Россетей», глава Минэнерго Александр Новак. Стоит отметить, что холдинг не вошёл в прогнозный план приватизации госимущества на 2020–2022 годы, недавно утверждённый кабмином.

Споры вокруг сетевой реформы продолжаются

Сейчас ключевой задачей, стоящей перед «Россетями», является фактическая реформа тарифообразования в сетевом комплексе. В течение прошлого года холдинг при поддержке Минэнерго продвигал в кабмине проекты изменения условий льготного техприсоединения, скорейшего введения платы за сетевые резервы, дифференциации тарифов ФСК и учёта расходов на скупку независимых территориальных сетевых организаций (ТСО) в инвестпрограмме (фактически в тарифе). Летом Павел Ливинский лично просил премьер-министра Дмитрия Медведева ускорить принятие необходимых изменений, но до конца года этого так и не произошло, процесс продолжится в наступившем году, признал Александр Новак.

«2020 год – у нас задача нормативные акты принять», – сказал глава Минэнерго, имея в виду, прежде всего, механизм оплаты резервов и дифференциацию тарифов ФСК.

Несмотря на успокаивающие заявления инициаторов реформы, большинство участников рынка полагает, что именно тарифные преобразования видятся «Россетям» основным инструментом обеспечения финансового благополучия компании в ближайшие годы, когда холдингу потребуется значительный объём средств, в первую очередь на цифровизацию. С критикой такого подхода в прошлом году выступили не только потребители, но и чиновники, имеющие собственные задачи по сдерживанию тарифов и обеспечению экономического роста, – в частности, из Минэкономразвития и ФАС. Именно с этим связана задержка с согласованием в кабмине ключевых решений в рамках тарифной реформы – оплаты резервов и повышения тарифов ФСК в два раза в течение трёх лет, говорят несколько собеседников в секторе.

Последнее совещание по этим вопросам состоялось у профильного вице-премьера Дмитрия Козака в конце октября. По его итогам было дано поручение, из-за которого «Россети» в принципе могут потерять интерес к теме, говорит один из участников совещания. Вопрос заключается в требовании исключить возможность роста тарифных доходов при дифференциации тарифов ФСК и введении платы за сетевые резервы. Фактически речь идёт о сохранении текущего объёма средств, изымаемых в виде сетевых платежей из экономики. В августе Минэкономразвития дало негативный отзыв на проект сетевой реформы, оценив рост финнагрузки по обоим пунктам в 79 млрд рублей в год, писал «Коммерсант». В своих расчётах министерство использовало оценку последствий дифференциации тарифа ФСК, которую представило Минэнерго. Этот анализ показал, что допрасходы крупных потребителей вырастут на 45 млрд рублей в 2020–2024 годах. По данным «Сообщества потребителей энергии», рост затрат энергоёмких производств, подключённых напрямую к сетям ФСК, может составить от 20% до более чем 50%.

Сетевые тарифы находятся на предельном уровне, признают в «Россетях». «Во всех абсолютно регионах сейчас (сетевой – ред.) тариф предельный», – заявил журналистам 26 декабря Павел Ливинский. Формально проект изменений, предложенный «Россетями», должен стать «игрой с нулевой суммой»: повышая тарифы ФСК для крупнейших потребителей, сетевики должны пропорционально снижать ставки для малого и среднего бизнеса, то есть общестрановой тарифный «котёл» не будет меняться. Но проблема в том, что у «Россетей» есть значительный объём выпадающих доходов, накопленный в предыдущие годы (в том числе из-за сдерживания роста RAB-тарифов). В этих условиях ставки для некрупных потребителей действительно могут быть несколько снижены за счёт роста тарифов ФСК, но «Россети» смогут тут же требовать сохранения реальных сборов на прежнем уровне, заменяя снижение требованием оплаты выпадающих доходов предыдущих периодов. По оценке потребителей, документально подтверждённая сумма «выпавших» ранее доходов, которую «Россети» могут предъявить для включения в тарифы, составляет около 300 млрд рублей, но есть и более «оптимистичные» оценки – до 700 млрд рублей.

На последнем совещании Дмитрий Козак поручил ФАС представить предложения по исключению роста тарифной выручки, говорит источник «Перетока». Теоретически ФАС может анализировать общероссийский сетевой «котёл», постоянно пересчитывая затраты каждой из групп потребителей по всем регионам, но это потребует очень значительных и постоянных трудозатрат. При этом вся эта работа не будет иметь никакого смысла: при сохранении общего объёма тарифных сборов у «Россетей» исчезает какая-либо финансовая мотивация для проведения преобразований.

Механизм оплаты сетевых резервов первоначально собирались запустить с июля 2019 года, потом «Россети» заявляли, что ожидают утверждения необходимых документов до конца года. В случае с оплатой резервов достаточно постановления правительства (проект был внесён Минэнерго в кабмин в сентябре, с тех пор о его судьбе ничего не известно). Для дифференциации тарифов ФСК потребуется внесение корректировок в федеральное законодательство. По имеющейся информации, этот законопроект пока официально не внесён, говорит участник правительственного совещания. Павел Ливинский полагает, что принципиальные решения уже приняты и разногласий нет, официальные решения последуют в ближайшее время.

«Решения по сетевому резерву зафиксированы правительственной комиссией в марте, это значит, что все позиции согласованы. Она на то и правительственная комиссия, там есть ФАС, Минэк, Минэнерго... Это всё согласовано ещё в марте, там всё выверено. Это вопросы в Минэнерго, правительство, – переадресовал в конце декабря журналистов г-н Ливинский, отметив, что для «Россетей» «чем раньше, тем лучше». – Для нас важно, чтобы они вышли быстрее. Мне сложно говорить, но, видимо, они должны выйти в начале 2020 года».

Говоря о дифференциации тарифов ФСК, Павел Ливинский указал на то, что решение правкомиссии по этому вопросу также принято. «Тоже вопрос к Минэнерго, в правительство. Решением правкомиссии этот вопрос тоже был зафиксирован. Всё отработано, какие-то шероховатости устаканиваются, наверное, ещё», – сказал глава «Россетей».

Впрочем, потребители сомневаются, что введение платы за резерв возможно в этом году, так как все тарифные решения на 2020 год уже приняты, регуляторы вряд ли согласятся на корректировку на ходу. По информации «Перетока», очередное согласительное совещание у г-на Козака, на котором будет обсуждаться сетевая реформа и вопрос недопущения роста тарифных расходов, может состояться в конце января – начале февраля.

ТСО консолидируют вместе с деньгами

Ещё одна важная для «Россетей» (и «РусГидро» на Дальнем Востоке) тема – консолидация независимых ТСО. В масштабах страны речь может идти как минимум о десятках миллиардов рублей. В конце лета правительство одобрило идею включения расходов на скупку ТСО в сетевой тариф. Правда, в самих «Россетях» настаивают на ошибочности такой формулировки: деньги, потраченные на приобретение мелких сетевых компаний, будут учитываться в инвестпрограмме, а не в тарифе.

«Мы – естественная монополия, и все принимаемые решения должны иметь экономическую эффективность. У каждой приобретаемой ТСО есть своя НВВ. Это учитывается при определении цены, которая должна обеспечить целесообразность сделки. Мы – крупнейшее акционерное общество, участники бизнес-сообщества, если мы что-то покупаем, то, конечно, для того, чтобы оно окупалось. Поэтому понятия «что-то включать в тариф» – его как такового вообще нет. Есть понятие «включить затраты в инвестпрограмму», про это был разговор. У нас есть определённые принципы регулирования, и мы свои затраты должны согласовывать с регуляторами, обосновывать целесообразность таких решений. «Влечёт или нет (скупка ТСО – ред.) увеличение тарифа?» – вот это правильный вопрос. Не влечёт. Потому что это оптимальные мероприятия с собственной окупаемостью, по-другому никто делать и не будет», – заявил Павел Ливинский.

Фактически речь идёт о том, что «Россети» будут покупать ТСО вместе с их тарифами, которые выше, чем у госхолдинга. Возврат инвестированных средств (собственных или заёмных) будет осуществляться за счёт операционной экономии. «Россети» будут обслуживать большее число потребителей уже имеющимися силами, но до окупаемости вложений смогут получать повышенный тариф ТСО.

Минэнерго разработало проект постановления правительства, предусматривающий учёт затрат по консолидируемым объектам ТСО при тарифном регулировании, сообщили в пресс-службе министерства. Сейчас проект «дорабатывается с учётом отдельных ограничений». Правила консолидации разрабатываются едиными для всех ТСО, независимо от того, где они располагаются и кому принадлежат.

«Мероприятия по консолидации электросетевых объектов действующих ТСО (расходы которых уже сейчас учтены в «котловых» тарифах) не должны приводить к увеличению тарифов, окупаемость должна обеспечиваться за счёт достигаемых операционных расходов. Окупаемость проекта оценивается в период времени, не превышающий срок полезного использования приобретаемых активов, при этом экономия расходов должна сохраняться в тарифах ТСО-консолидатора на весь период окупаемости. В этом случае никаких прямых средств на выкуп объектов не предусматривается. Это и есть основное предложение «Россетей» и «РусГидро» по консолидации, которое поддерживается министерством. Дополнительно в правительстве было отмечено, что в случае, если ТСО-консолидатор не достиг плановых эффектов, то ничего дополнительного по факту компенсировано не будет», – заявили в Минэнерго.

В министерстве добавили, что получают информацию ДЗО «Россетей» и «РусГидро» (прежде всего, ДРСК) о планируемых и уже реализуемых мероприятиях по консолидации в рамках рассмотрения проектов инвестпрограмм, отдельные проекты «Россетей» также рассматриваются в рамках корпоративных процедур. Сетевой холдинг провёл уже несколько крупных сделок, приобретя «Ижевские городские электрические сети» (источник – кредит), «Воткинские городские электрические сети» (кредит), «Воронежскую горэлектросеть» (кредит), «Волгоградские межрайонные электрические сети» (зачёт по долгам, безденежная сделка), но в тарифах эта компенсация не учтена, уточнили в Минэнерго.

У «Россетей» пока есть фактор неопределённости, который исчезнет в случае установления долгосрочных тарифов, отметил Павел Ливинский. Вопрос введения долгосрочного тарифообразования сейчас обсуждается в правительстве. «Пока у нас годовое регулирование, где-то (тарифы – ред.) сокращают, где-то растут. Это наши риски как предпринимателей», – пояснял глава сетевого холдинга.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20