Технейтральность с оговорками
Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики под председательством вице-премьера Александра Новака одобрила условия конкурса по выбору новой генерации, которая необходима в рамках второго этапа расширения Восточного полигона РЖД. Отбор, планировавшийся как технологически нейтральный, пройдёт уже в этом году, но сроки ввода станции на севере Иркутской области сдвинуты на шесть месяцев, до 1 января 2026 года. Накануне Минэнерго подтверждало, что конкурс будет технейтральным, но по итогам правкомиссии источники «Перетока» говорят, что допусловия отсекают от участия в отборе Тельмамскую ГЭС, которую хотела построить En+, и соперничество за 450-500 МВт новых мощностей развернётся между проектами угольной (СУЭК) и газовой («Интер РАО») генерации.
Источник: government.ru
На заседании 26 октября правительственная спецкомиссия рассмотрела вопрос необходимости строительства нового объекта генерации в Бодайбинском районе Иркутской области в связи с прогнозируемым дефицитом электрической мощности, возникающим с 2025 года из-за роста спроса на электроэнергию со стороны крупных промышленных потребителей, сообщила пресс-служба правительства.
«Принято решение о проведении до 1 января 2022 года конкурентного отбора мощности объектов генерации, подлежащих строительству и вводу в эксплуатацию к 2026 году, и одобрены основные технические параметры и требования к таким объектам», – указано в релизе кабмина.
Второй этап расширения Восточного полигона РЖД должен увеличить пропускную способность железной дороги на востоке со 120 млн т до 180 млн т к 2024 году и предполагает электрификацию участков БАМа и Транссиба. В сентябре правительство приняло изменения в Правила оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) для проведения новых технологически нейтральных отборов, первым из них должен был стать конкурс для строительства генерации в Бодайбинском узле. Прогнозный дефицит в этом энергорайоне к 2025 году оценивается в 456 МВт, его планируется покрыть за счёт новых мощностей, построенных в рамках механизма договоров предоставления мощности (КОМ НГ).
Заявленная властями технологическая нейтральность подразумевает создание любого типа генерации (в конкретном случае ТЭС на угле или газе, ГЭС, ВИЭ) или даже прокладку сетей для покрытия прогнозного энергодефицита. В последние месяцы основными претендентами на победу считались СУЭК с проектом угольной ТЭС (в октябре «энергодочка» угольного холдинга – СГК – зарегистрировала для участия в КОМ НГ спецкомпанию – «Бамовская ТЭС-1»); «Интер РАО», заинтересованная в строительстве газовой генерации, и En+, предлагающая реанимировать советский проект Тельмамской ГЭС.
Первые сомнения в технейтральности отбора, который Минэнерго готовит не первый месяц, появились в сентябре. Тогда член правления «РусГидро» Роман Бердников заявил, что его компания не собирается принимать участие в конкурсе.
«Мы не планируем. Там параметры конкурса не заточены под ГЭС. Он технологически нейтральный, но сильно заточен под тепловую (генерацию – ред.)», – отмечал г-н Бердников.
22 октября обоснованность позиции «РусГидро» подтвердили «Ведомости». Параметры конкурса по Бодайбинскому энергоузлу обсуждались 20 октября на совещании у директора департамента развития энергетики Минэнерго Андрея Максимова; на встрече присутствовали представители потенциальных участников конкурса: En+ Group, «Интер РАО» и СУЭК, а также «Совета рынка», сообщила газета. Минэнерго решило предусмотреть участие в отборе только для тепловой генерации; ограничение по сроку работы временной замещающей генерацией (шесть месяцев) автоматически исключит более длительный проект En+, утверждал собеседник издания. Второе условие касается газовых ТЭС: в случае выбора этого типа генерации необходимо иметь рядом два магистральных газопровода. То есть теперь конкурс получается «не таким уж технологически нейтральным», отмечал один из собеседников «Ведомостей».
Накануне заседания правкомиссии, отвечая на вопрос журналистов, глава Минэнерго Николай Шульгинов подтвердил, что генерацию для Восточного полигона планируется выбрать на технологически нейтральном конкурсе. Но в проекте распоряжения правительства, подготовленном министерством к заседанию («Переток» ознакомился с этим документом) оказались прописаны требования по манёвренности, коэффициентам использования установленной мощности (КИУМ) и предельные операционные затраты на эксплуатацию только для угольной и газовой генерации. В экономических параметрах отбора помимо них предусмотрены и иные генобъекты с КИУМ 90% и одноставочной ценой поставляемой энергии 2,6 тыс. рублей за 1 МВт*ч, но ГЭС под них не попадает, утверждал один из экспертов рынка. Согласно проекту распоряжения кабмина, временная генерация разрешена в течение года – с июля 2025-го по июнь 2026 года. На этот же период допускается задержка ввода не более 50% установленной мощности. Она определена в 450-500 МВт и должна быть разбита на два самостоятельных энергоблока мощностью 20-250 МВт. Альтернативой двум магистральным газопроводам (в случае выбора этого типа генерации) может стать создание резервного хранилища газа. Доходность по проекту прописана в 12,5%.
После заседания правкомиссии пресс-служба кабмина подтвердила, что ключевые параметры конкурса одобрены. При этом «Интерфакс» со ссылкой на два источника сообщил, что в проект внесены некоторые изменения. Новая генерация в Иркутской области может быть построена на полгода позже (к началу 2026 года), конкурс должен быть проведён до 1 января 2022 года. На фоне сдвига срока ввода Минэнерго предстоят обсуждения с потенциальными потребителями (металлургами, РЖД, нефтегазовыми компаниями) по срокам техприсоединения, пояснил один из собеседников агентства. В качестве возможного признака технейтральности «Интерфакс» указывает на то, что в условиях прописаны минимальная (20 МВт) и максимальная (250 МВт) единичная установленная мощность энергоблоков.
Источник «Перетока», близкий к одному из членов правкомиссии, говорит, что ГЭС, скорее всего, не смогут принять участие в отборе на основании условий, утверждённых 26 октября. Другой информированный собеседник в секторе более категоричен: основная борьба развернётся между проектами ТЭС СУЭКа и «Интер РАО» и окажется состязанием топливной генерации – угольной и газовой. В секторе видят две причины снижения уровня технейтральности и «отсечения» ГЭС: новые мощности должны быть манёвренными (то есть, быстро менять уровень загрузки по команде «Системного оператора ЕЭС») и введены в сжатые сроки (строительство ГЭС займёт больше времени).
Вторым вопросом, вынесенным на обсуждение правкомиссии 26 октября, стали параметры надбавки к цене мощности, собираемые с потребителей ценовых зон ОРЭМ для выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке. По предложению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в 2022 году суммарный платёж за искусственное снижение ставок для бизнеса на Дальнем Востоке должен составить 33,74 млрд рублей, что на 4,3 млрд (11%) меньше, чем в этом году. Обсуждение этого вопроса отложено, сообщили собеседники «Интерфакса» и подтвердил источник «Перетока», но с чем связана задержка (и будут ли пересчитаны выкладки ФАС) они не поясняют.
Автор: Сергей Исполатов