Расходы на приобретение этой электроэнергии должны компенсироваться общим повышением энерготарифов. Введение системы такого рода должно было стимулировать экономическую активность на местном уровне и сократить зависимость Японии от ядерной энергетики. Однако с недавнего времени энергетические компании страны одна за другой стали объявлять об отказе от выкупа электроэнергии по «зелёным» тарифам.
По словам руководства энергокомпаний, избыток «зелёного» электричества, который возникает по причине обязательного выкупа всей электроэнергии, произведённой из альтернативных источников, угрожает стабильности энергообеспечения коммерческих и жилых объектов.
Сложившаяся ситуация подтолкнула отраслевые и регулирующие органы к критическому пересмотру и реорганизации системы «зелёных» тарифов, которая, как показала практика, оказалась недостаточно продуманной.
Впрочем, при проведении этого пересмотра министерству не следует использовать данную ситуацию как повод для того, чтобы ограничить распространение альтернативных источников энергии и сохранить долю АЭС в производстве электричества. Следует поддержать выбранный курс на расширение использования альтернативных источников энергии, опираясь при этом на знания и технологический опыт, накопленные в энергетической и других отраслях.
24 сентября компания Kyushu Electric Power объявила, что со следующего дня она прекращает выкуп «зелёного» электричества во всем регионе Кюсю и, в частности, приостанавливает обслуживание около 70 000 контрактов на приобретение «зелёного» электричества, заключённых с нею различными организациями.
Решение, принятое Kyushu Electric Power, оказало влияние не только на бизнес, связанный с генерацией энергии на основе возобновляемых источников. Оно затронуло и местные органы власти, которые ранее выступали за расширение использования «зелёного» электричества – в частности, администрация префектуры Кумамото. Okinawa Electric Power прекратила закупки «зелёного» электричества ещё в августе.
Аналогичное решение о приостановке выкупа «зелёного» электричества с этого месяца приняли и Hokkaido Electric Power, Tohoku Electric Power и Shikoku Electric Power. Компании Tokyo Electric Power и Kansai Electric Power также приостановили выкуп на отдельных участках своих зон обслуживания.
Принимая такие решения, энергетические компании сослались на одно из положений Закона о специальных мерах по закупке сетевыми операторами энергии, полученной из возобновляемых источников, – это положение освобождает компании от обязательств по приобретению «зелёного» электричества, если такое приобретение создаёт угрозу для стабильности энергообеспечения.
Причиной отказа энергокомпаний стал стремительный рост объёмов электричества, которое они обязаны покупать. Так, в последний момент перед 1 апреля – датой официального понижения расценок, по которым энергокомпании должны приобретать энергию, полученную из альтернативных источников, – поставщики «зелёной» электроэнергии поспешили подать компаниям множество заявок на продажу электричества.
Как поясняют сами компании, если всё электричество, произведённое из возобновляемых источников, начнёт поступать в энергосеть, общий объём энергии превысит её мощность, что приведёт к остановке работы электрогенераторов этих компаний. Кроме того, по утверждению энергокомпаний, возникающие из-за перемены погодных условий резкие всплески и спады напряжения, подаваемого в сеть источниками на основе энергии солнца и ветра, чрезвычайно затрудняют расчёт объёма энергии, вырабатываемой собственными электрогенераторами этих компаний и необходимого для компенсации таких перепадов. Если же такой корректировки не производить, энергосетям может быть причинён ущерб.
И в первом, и во втором случае вероятны массовые отключения электричества. Государственные органы должны нести ответственность за то, что не смогли вовремя спрогнозировать возникновение потока заявок на продажу «зелёного» электричества энергокомпаниям.
Насколько можно судить, некоторые организации заключили с энергокомпаниями контракты на продажу электричества, не имея продуманных инвестиционных планов. А многие другие уже вложили достаточно средств в генерирующие мощности на основе возобновляемых источников энергии, исходя при этом из предположения, что энергокомпании станут исправно покупать у них электричество, как того требует закон.
И государству, и энергокомпаниям следует учитывать тот факт, что электричество из возобновляемых источников составило всего лишь 2,2% всей электроэнергии, произведённой в 2013 финансовом году.
Главное преимущество «зелёного» электричества состоит в том, что при его производстве в атмосферу выделяется очень мало углекислого газа. Кроме того, на объектах по его производству невозможны серьёзные аварии наподобие тех, которые случаются на АЭС. Наконец, мощности по генерации «зелёного» электричества рассредоточены по разным частям страны, что сокращает риск возникновения масштабных перебоев в энергоснабжении. Совершенно очевидно, что долю «зелёного» электричества в общем энергобалансе страны следует значительно увеличить.
Проводя пересмотр системы «зелёных» тарифов, отраслевые и регулирующие органы должны иметь в виду эти аргументы, а также помнить, что основной план развития энергетики Японии, утверждённый правительством в апреле, предусматривает как можно более радикальное ослабление зависимости страны от ядерной энергетики, а также принятие решительных мер по переходу на альтернативные источники энергии. В документе, подготовленном одним из консультативных органов правительства, говорится, что в 2030 году «зелёная» электроэнергия должна составлять порядка 20% всей производимой в стране.
По оценкам Управления по природным ресурсам и энергетике, если бы в стране начали работать все те мощности по производству «зелёного» электричества, с которыми энергокомпании до конца мая заключили договоры (одобренные государством) о покупке энергии по льготным тарифам, то в 2030 году их совокупная выработка превысила бы 20% всей энергии, производимой в стране.
Решить основные технические проблемы, с которыми сталкиваются поставщики «зелёного» электричества, позволят такие шаги, как создание высокопроизводительных аккумуляторов большой ёмкости, повышение мощности энергосетей (в том числе соединение линиями электропередач различных зон обслуживания), а также модернизация оборудования для преобразования электрического тока разной частоты – 50 Гц на востоке и 60 Гц на западе Японии.
По приблизительным оценкам, для реализации этих проектов потребуются триллионы иен, но энергетические компании не испытывают желания их тратить. Для стимулирования активности инвесторов правительству Японии следует чётко и ясно объявить о том, какую долю должно составлять в общем энергобалансе страны «зелёное» электричество.
Не менее важным для правительства будет и прояснение вопроса о том, какой стороне (или сторонам) нужно взять на себя расходы, связанные с такими капиталовложениями. Этот вопрос остался без ответа, когда в 2012 году в стране вводилась система льготных тарифов.
Оригинал материала: