Guardian: Президент США обещал удвоить доступные энергетические мощности в странах Африки южнее Сахары
В минувшее воскресенье, при посещении электростанции «Убунго» в Дар-эс-Саламе, Барак Обама объявил о запуске проекта по «подключению Африки к всемирной экономической сети», стоимость которого составит миллиарды долларов.
Источник: www.whitehouse.gov
На первый взгляд, предложенную президентом США программу Power Africa («Энергетическая Африка») можно только приветствовать. Она предполагает выполнение масштабных и амбициозных обязательств по «увеличению доступных энергетических мощностей в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, вдвое». Какие-то действия, несомненно, нужно предпринимать: при сохранении нынешних тенденций в 2030 году количество жителей Африки, не имеющих доступа к современным энергетическим услугам, будет ещё больше, чем сейчас. Поэтому выделение Обамой энергетики в качестве приоритета дает повод для радости.
Однако что можно сделать, чтобы реализовать потенциал программы Power Africa – так, чтобы она в первую очередь принесла пользу бедным жителям континента, а не способствовала расширению портфелей компаний-экспортеров из США, таких как General Electric?
Соблюсти равновесие
В программе вполне справедливо признается значимость автономного производства энергии для обеспечения устойчивого развития энергетики в Африке. Однако из 7 млрд долларов США, выделенных на реализацию программы Power Africa в ближайшие пять лет, сумма, приходящаяся на развитие децентрализованных систем, выглядит несоразмерно небольшой. Создание фонда объемом в 2 млн долларов США для развития автономных энергосистем мало чем поможет в решении политических и финансовых проблем и обеспечении надлежащих возможностей – включая легкость ведения бизнеса, наличие стартового капитала или создание агентства по вопросам сельскохозяйственных энергетических систем – для расширения масштабов использования автономных энергосистем, в том числе микро-ГЭС и систем электроснабжения домов от солнечных батарей. В модели, разработанной Международным энергетическим агентством, равное значение придается инвестициям в развитие как включенных в общую сеть, так и автономных мощностей, так как, согласно оценкам агентства, для обеспечения всеобщего доступа к источникам энергии к 2030 г. 55% новых подключений должны осуществляться на основе автономных систем.
Обслуживание, а не просто снабжение
Само по себе производство больших объёмов электроэнергии для общей сети не решит проблему энергетической бедности. Не позволит этого сделать и традиционно делаемый упор на энергоснабжение. Подключение к сети не равно доступности электроэнергии, если это подключение не является надежным и не позволяет удовлетворить энергетические потребности населения, включая освещение, отопление приготовление пищи и возможности общения. Поэтому работы по планированию и оценке должны быть ориентированы в первую очередь на обеспечение доступности энергетических услуг, а не на подключение к источникам электроэнергии.
Такой подход, ориентированный на обслуживание, продвигается в рамках программы ООН «Устойчивая энергетика для всех» путем создания международной системы отслеживания, в рамках которой определяется новый способ оценки и обеспечения доступности энергоснабжения. Существует риск, что проект Power Africa окажется новаторским механизмом, основанным на устаревшей концепции доступа к источникам энергии. Электроэнергия, получаемая из основных сетей, является лишь одной из деталей головоломки, и для полноценной электрификации Африки необходимы капиталовложения в обеспечение энергией объектов социальной сферы, таких как учреждения здравоохранения и образования, а также в электрификацию жилых домов и коммерческих предприятий.
Кто получает выгоду, а кто поставляет энергию?
Пять из семи миллиардов долларов США, выделенных на реализацию программы Power Africa, будут направлены на «содействие компаниям-экспортерам из США в разработке проектов в области энергетики». Обама объявил о запуске проекта в рамках работы торговой миссии США в Африке, не скрывая того факта, что Соединенные Штаты «извлекут огромную выгоду, если вы сможете полностью реализовать имеющийся потенциал». Без сомнения, среди прочих в выигрыше окажется и компания General Electric, многократно упомянутая Обамой при запуске проекта.
И тут возникают два вопроса. Во-первых, может ли такая значительная доля помощи, предоставляемой на ограничивающих условиях, быть полезной или выгодной с точки зрения соотношения цены и качества? Во-вторых, можно ли оправдать излишнее доверие к частному сектору, тогда как государственные и общественные организации обладают более успешным опытом снабжения наименее обеспеченных слоев населения?
Вера правительств и инвесторов в возможность привлекать средства на рынке не позволяет им признать роль государственного сектора и гражданского общества в предоставлении услуг в развивающихся странах. Администрации Барака Обамы следовало бы вспомнить о процессе развития собственной страны. В начале 30-х годов ХХ века доступ к электричеству имелся лишь на каждой десятой ферме, а 20 лет спустя электричество было проведено почти на всех фермах и электрификация сельской местности была полностью завершена. Как это стало возможным? Благодаря программе Рузвельта «Новый курс», в рамках которой фермерские кооперативы получили дотационное финансирование для создания, эксплуатации и технического обслуживания линий электропередачи в тех районах, работу в которых частные компании сочли бы рискованной.
В настоящее время гражданское общество остается одним из крупнейших производителей энергии в сельских районах США; кооперативы обеспечивают электричеством около 42 млн человек в 47 штатах, что составляет примерно 11% от общего объёма электроэнергии (в кВт·ч), продаваемой в стране.
В районах Африки с низкой плотностью населения, так же, как и в США, частному сектору придется стараться изо всех сил, чтобы извлечь прибыль (американские кооперативы обслуживают в среднем семь потребителей на одну милю линий электропередачи, тогда как у энергетических компаний, принадлежащих инвесторам, среднее количество потребителей на милю равняется 34). Помимо инвестиций в частный сектор, будет ли в рамках программы Power Africa оказана поддержка и тем, кто обладает опытом в поставках электроэнергии в отдалённые сельские населенные пункты?
Для тех, кто, подобно представителям благотворительной организации Practical Action, уже долгое время выступает в поддержку развития с обеспечением доступа к источникам энергии, очень заманчивой является перспектива обсуждения возможности распределить выделенные средства. В рамках программы Power Africa администрация США чётко позиционируется как серьезный участник работы по обеспечению доступа к источникам энергии. Но не только она будет этим заниматься; не менее значимые обязательства дали и другие стороны, в частности Европейская комиссия, которая обязалась к 2030 году поставить современные энергетические услуги 500 млн человек в развивающихся странах. Способность обеспечить Африку электричеством в немалой степени будет зависеть от наличия согласованного и всеохватывающего подхода. Международному энергетическому сообществу следует стремиться к тому, чтобы подключить к источникам энергии как тех, кто будет распределять её дальше, так и жилые дома, объекты социальной сферы и коммерческие предприятия Африки.
Автор: Хелен Мортон, руководитель международного правозащитного подразделения в организации Practical Action