26 августа 2012 в 20:54
Интеграция под напряжением
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве набирает обороты с каждым годом. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, зона свободной торговли – все эти проекты направлены на формирование общего рынка с едиными правилами игры. В похожем ключе развивается и электроэнергетика стран СНГ. Но если единый энергорынок возможен лишь в отдалённой перспективе, то межсистемное взаимодействие может приблизиться к европейским стандартам уже совсем скоро.
Имперское наследие
Интеграцию своих энергосистем страны СНГ начали не с чистого листа, а на фундаменте некогда единого советского энергетического комплекса. Под стать самому государству, энергосистема СССР не только была крупнейшей в мире, но и функционировала на принципах жёсткой централизации с единым центром принятия решений.
Но то, что было хорошо для единой страны, стало частью проблем для независимых республик, образовавшихся на её обломках. В СССР электростанции строились для централизованного энергоснабжения огромных территорий, а линии электропередачи проектировались без учёта административных границ союзных республик. И если советский энергокомплекс был сбалансирован по видам топлива и объёмам регулировочных мощностей, то в большинстве новых государств местная энергетика стала осколком разбитой мозаики.
Осколки оказались очень непохожими, и вряд ли могло быть иначе, учитывая различную структуру генерации и потребления в энергосистемах СНГ и Балтии, а также разницу в обеспеченности территорий природными ресурсами даже в пределах одного региона. Так, в Казахстане доминирует угольная генерация, а в соседних Киргизии и Таджикистане – гидроэнергетика. Если в России наибольшая доля потребления приходится на промышленность (55 %), то, например, в Армении – на коммунальное хозяйство и социальную сферу (29 %). Вдобавок за годы независимости страны СНГ прошли очень разный путь в рыночных преобразованиях и либерализации энергетики.
«В этих условиях простое технологическое объединение энергосистем благодаря соглашениям о параллельной работе оказалось недостаточным, – рассказывает заместитель председателя правления «Интер РАО ЕЭС» Вячеслав АРТАМОНОВ. – Дезинтеграция привела к тому, что одни и те же технологические процессы оказались чреваты для стран СНГ совершенно разными экономическими последствиями».
Но то, что было хорошо для единой страны, стало частью проблем для независимых республик, образовавшихся на её обломках. В СССР электростанции строились для централизованного энергоснабжения огромных территорий, а линии электропередачи проектировались без учёта административных границ союзных республик. И если советский энергокомплекс был сбалансирован по видам топлива и объёмам регулировочных мощностей, то в большинстве новых государств местная энергетика стала осколком разбитой мозаики.
Осколки оказались очень непохожими, и вряд ли могло быть иначе, учитывая различную структуру генерации и потребления в энергосистемах СНГ и Балтии, а также разницу в обеспеченности территорий природными ресурсами даже в пределах одного региона. Так, в Казахстане доминирует угольная генерация, а в соседних Киргизии и Таджикистане – гидроэнергетика. Если в России наибольшая доля потребления приходится на промышленность (55 %), то, например, в Армении – на коммунальное хозяйство и социальную сферу (29 %). Вдобавок за годы независимости страны СНГ прошли очень разный путь в рыночных преобразованиях и либерализации энергетики.
«В этих условиях простое технологическое объединение энергосистем благодаря соглашениям о параллельной работе оказалось недостаточным, – рассказывает заместитель председателя правления «Интер РАО ЕЭС» Вячеслав АРТАМОНОВ. – Дезинтеграция привела к тому, что одни и те же технологические процессы оказались чреваты для стран СНГ совершенно разными экономическими последствиями».
Дружеский совет
Наладить сотрудничество в энергетике бывшие союзные республики попытались сразу после того, как СССР прекратил существование. Уже в начале 1992 года было подписано соглашение о координации межгосударственных отношений в электроэнергетике, в соответствии с которым был образован Электроэнергетический совет СНГ, считающийся одним из самых эффективных механизмов в рамках Содружества.
Благодаря его работе странами СНГ принято более 20 основополагающих документов. Они, в частности, касаются параллельной работы энергосистем, эксплуатации межгосударственных ЛЭП, энергоэффективности и энергосбережения, транзита электроэнергии и мощности, гармонизации таможенных процедур и т. д.
Особенно большой объём работы предстояло проделать, чтобы заложить правовую и технологическую основу для осуществления трансграничных перетоков. Это касалось и коммерческих поставок, когда одной из сторон выгоднее импортировать электроэнергию, чем производить самостоятельно, и перетоков, обеспечивающих покрытие баланса и загрузку электростанций, и случаев, когда передача электроэнергии из одного региона страны в другой осуществляется через территорию соседнего государства (например, энергообмен между ОЭС Урала и ОЭС Сибири через электросети Казахстана), и так называемых нерегулярных колебаний энергосистемы – любой киловатт-час, пересекающий границу, должен быть оплачен.
Каждый такой вопрос требует решения целой цепочки смежных проблем. Например, чтобы осуществлять торговлю по часам (один из наиболее эффективных методов), необходимо было установить средства коммерческого учёта. «Часовая торговля, в свою очередь, требовала изменения законодательства в области таможенного контроля, налогообложения, нормативного регулирования, ценообразования, – перечисляет Вячеслав АРТАМОНОВ. – Не говоря о том, что для установки систем учёта нужно было коллективно согласовать класс точности приборов и программно-аппаратный комплекс».
Евразийский заряд
Новый импульс интеграции на постсоветском пространстве придали процессы, запущенные в последние годы на высшем государственном уровне. С 2010 года заработал Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии, а с 2012 года – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое стало своего рода программным обеспечением ТС. Если Таможенный союз объединил рынки трёх стран, то работа над созданием ЕЭП сформировала единые правила игры, заставив Москву, Астану и Минск гармонизировать целые пласты экономического законодательства, технических регламентов, стандартов и нормативов.
Соглашение о ЕЭП стало главным катализатором интеграции в электроэнергетике, отмечает Вячеслав АРТАМОНОВ. Во-первых, Россия, Казахстан и Белоруссия впервые договорились о совместном формировании баланса, что позволило перейти к среднесрочному прогнозу по энергопотреблению и необходимому объёму топлива для загрузки станций. Во-вторых, координатором баланса определён Системный оператор ЕЭС России. «Это важнейшее решение, – говорит Вячеслав АРТАМОНОВ. – Ранее мы проходили разные ситуации, связанные и с внеплановыми ремонтами, и с аварийным взаимодействием, но теперь в рамках ЕЭП удалось договориться о координации диспетчерского регулирования». Другая ключевая договорённость – поставки в вынужденных режимах с определёнными экономическими параметрами – совершенно новый тип операций. Теперь по просьбе системных операторов поставки электроэнергии могут осуществляться в особом порядке, позволяя без ущерба для потребителя проводить ремонтные кампании в электросетевом комплексе.
Воображаемый рынок
Самый амбициозный из всех проектов в рамках СНГ – формирование общего электроэнергетического рынка (ОЭР). В концепции ОЭР СНГ, утверждённой решением глав правительств, уже определена его функциональная структура, которая предусматривает наличие рынка централизованной торговли электроэнергией, рынка системных и вспомогательных услуг, балансирующего рынка, а также оптовой купли-продажи по прямым договорам. Поэтапное открытие рынков (к тому моменту либерализованных) предполагает, по сути, ликвидацию государственных границ как для потребителей электроэнергии (в вопросах выбора поставщика), так и для производителей (в плане доступа к сетевой инфраструктуре и заключения прямых договоров).
Впрочем, реальный запуск общего рынка – дело отдалённой перспективы, уверен директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений ВИНОКУРОВ. Для этого предстоит решить целый комплекс вопросов, включающих единую методику транзита электроэнергии, тарифное регулирование, налоговое законодательство, равный доступ на внутренний рынок электроэнергии, условия для инвесторов из дальнего зарубежья и т. д.
«Сперва нужно решить ряд системных вопросов взаимодействия, в том числе технологических, и только потом можно думать об этапах и степени раскрытия рынков», – считает Вячеслав АРТАМОНОВ.
Между тем настройка межсистемного взаимодействия происходит довольно быстро. Так, по информации «Энергии без границ», готовится межсистемное соглашение России, Белоруссии и Балтии, а в рамках евразийской интеграции Москва и Астана урегулировали вопросы межгоспередачи. «В Европе существует подобие правил взаимодействия системных операторов, и постсоветское пространство тоже к этому приходит», – говорит Вячеслав АРТАМОНОВ, обращая внимание на ещё одну деталь: схема развития электроэнергетики РФ на ближайшие годы, которая обсуждается в Минэнерго России, впервые разработана с учётом динамики изменения режимов по странам СНГ.
Наладить сотрудничество в энергетике бывшие союзные республики попытались сразу после того, как СССР прекратил существование. Уже в начале 1992 года было подписано соглашение о координации межгосударственных отношений в электроэнергетике, в соответствии с которым был образован Электроэнергетический совет СНГ, считающийся одним из самых эффективных механизмов в рамках Содружества.
Благодаря его работе странами СНГ принято более 20 основополагающих документов. Они, в частности, касаются параллельной работы энергосистем, эксплуатации межгосударственных ЛЭП, энергоэффективности и энергосбережения, транзита электроэнергии и мощности, гармонизации таможенных процедур и т. д.
Особенно большой объём работы предстояло проделать, чтобы заложить правовую и технологическую основу для осуществления трансграничных перетоков. Это касалось и коммерческих поставок, когда одной из сторон выгоднее импортировать электроэнергию, чем производить самостоятельно, и перетоков, обеспечивающих покрытие баланса и загрузку электростанций, и случаев, когда передача электроэнергии из одного региона страны в другой осуществляется через территорию соседнего государства (например, энергообмен между ОЭС Урала и ОЭС Сибири через электросети Казахстана), и так называемых нерегулярных колебаний энергосистемы – любой киловатт-час, пересекающий границу, должен быть оплачен.
Каждый такой вопрос требует решения целой цепочки смежных проблем. Например, чтобы осуществлять торговлю по часам (один из наиболее эффективных методов), необходимо было установить средства коммерческого учёта. «Часовая торговля, в свою очередь, требовала изменения законодательства в области таможенного контроля, налогообложения, нормативного регулирования, ценообразования, – перечисляет Вячеслав АРТАМОНОВ. – Не говоря о том, что для установки систем учёта нужно было коллективно согласовать класс точности приборов и программно-аппаратный комплекс».
Евразийский заряд
Новый импульс интеграции на постсоветском пространстве придали процессы, запущенные в последние годы на высшем государственном уровне. С 2010 года заработал Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии, а с 2012 года – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое стало своего рода программным обеспечением ТС. Если Таможенный союз объединил рынки трёх стран, то работа над созданием ЕЭП сформировала единые правила игры, заставив Москву, Астану и Минск гармонизировать целые пласты экономического законодательства, технических регламентов, стандартов и нормативов.
Соглашение о ЕЭП стало главным катализатором интеграции в электроэнергетике, отмечает Вячеслав АРТАМОНОВ. Во-первых, Россия, Казахстан и Белоруссия впервые договорились о совместном формировании баланса, что позволило перейти к среднесрочному прогнозу по энергопотреблению и необходимому объёму топлива для загрузки станций. Во-вторых, координатором баланса определён Системный оператор ЕЭС России. «Это важнейшее решение, – говорит Вячеслав АРТАМОНОВ. – Ранее мы проходили разные ситуации, связанные и с внеплановыми ремонтами, и с аварийным взаимодействием, но теперь в рамках ЕЭП удалось договориться о координации диспетчерского регулирования». Другая ключевая договорённость – поставки в вынужденных режимах с определёнными экономическими параметрами – совершенно новый тип операций. Теперь по просьбе системных операторов поставки электроэнергии могут осуществляться в особом порядке, позволяя без ущерба для потребителя проводить ремонтные кампании в электросетевом комплексе.
Воображаемый рынок
Самый амбициозный из всех проектов в рамках СНГ – формирование общего электроэнергетического рынка (ОЭР). В концепции ОЭР СНГ, утверждённой решением глав правительств, уже определена его функциональная структура, которая предусматривает наличие рынка централизованной торговли электроэнергией, рынка системных и вспомогательных услуг, балансирующего рынка, а также оптовой купли-продажи по прямым договорам. Поэтапное открытие рынков (к тому моменту либерализованных) предполагает, по сути, ликвидацию государственных границ как для потребителей электроэнергии (в вопросах выбора поставщика), так и для производителей (в плане доступа к сетевой инфраструктуре и заключения прямых договоров).
Впрочем, реальный запуск общего рынка – дело отдалённой перспективы, уверен директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений ВИНОКУРОВ. Для этого предстоит решить целый комплекс вопросов, включающих единую методику транзита электроэнергии, тарифное регулирование, налоговое законодательство, равный доступ на внутренний рынок электроэнергии, условия для инвесторов из дальнего зарубежья и т. д.
«Сперва нужно решить ряд системных вопросов взаимодействия, в том числе технологических, и только потом можно думать об этапах и степени раскрытия рынков», – считает Вячеслав АРТАМОНОВ.
Между тем настройка межсистемного взаимодействия происходит довольно быстро. Так, по информации «Энергии без границ», готовится межсистемное соглашение России, Белоруссии и Балтии, а в рамках евразийской интеграции Москва и Астана урегулировали вопросы межгоспередачи. «В Европе существует подобие правил взаимодействия системных операторов, и постсоветское пространство тоже к этому приходит», – говорит Вячеслав АРТАМОНОВ, обращая внимание на ещё одну деталь: схема развития электроэнергетики РФ на ближайшие годы, которая обсуждается в Минэнерго России, впервые разработана с учётом динамики изменения режимов по странам СНГ.
Автор: Алексей Егоров