28 ноября 2012 в 20:53
«Зелёные» фонды
Полученные деньги страны обязаны пустить на проекты, которые будут способствовать снижению эмиссии. В Латвии для этого был создан специальный фонд «Финансовый инструмент изменения климата» (KPFI). В его рамках осуществились десятки программ: предприятия и муниципальные учреждения смогли реализовать проекты по утеплению зданий и цехов, модернизировать котельные и т. п. Например, в августе правительство Латвии одобрило программу, позволяющую фирмам получить софинансирование на реновацию производственных помещений в рамках проекта «Комплексные решения для снижения эмиссии парниковых газов». Бюджет программы составил около 4,2 млн евро, а максимальный объём софинансирования для каждого проекта – 500 тысяч евро.
Для жителей Латвии в прошлом году была открыта программа «Использование возобновляемых энергоресурсов в домашнем секторе» с весьма приличным бюджетом в 11 399 481 лат (16,2 млн евро). Она предназначена для людей, желающих установить в своих частных домах оборудование для производства тепла и электроэнергии из возобновляемых ресурсов. Из фонда покрывалось до 50% общей стоимости проекта: на каждый из них можно получить поддержку в объёме до 10 тысяч евро. Всего софинансирование получили свыше 2 тысяч человек. В основном люди ставили тепловые насосы, солнечные коллекторы и котлы на гранулах из биомассы, а 1–2% оснастили свои угодья и ветрогенераторами.
Ставка на экотранспорт
Как рассказали «Энергии без границ» в Министерстве среды Эстонии, в стране на вырученные деньги воплотили ряд проектов по реконструкции центрального отопления, труб и котельных, инвестировали в строительство ветровых парков, мероприятия по повышению энергоэффективности общественных зданий и жилых домов и т. п. Кроме того, департамент шоссейных дорог Эстонии приобрёл у чешского производителя Iveco 110 экологически чистых автобусов с низкой выработкой выхлопных газов. Они обошлись примерно в 19 млн евро. А в рамках программы внедрения электромобилей эстонское правительство заключило договор с Mitsubishi Corporation. В обмен на 10 миллионов AAU концерн поставил 507 автомобилей Mitsubishi iMiev, на которые пересели социальные работники по всей стране. К концу года планируется построить сеть заправок для электромашин в крупных городах страны и на главных автомагистралях.
Также в начале текущего года правительство Эстонии объявило о программе для юридических и физических лиц, предусматривающей покрытие до 18 тысяч евро в стоимости таких машин. Ожидалось, что на дорогах появится порядка 500 «зелёных» автомобилей. Увы, реальный спрос оказался гораздо ниже. Всего приобрели 47 машин: 37 из них – Nissan Leaf, 6 – Mitsubishi iMiev, 2 – Peugeot Ions и 2 – Citroen C-zero. Опасения у потенциальных пользователей вызвал срок службы аккумулятора, а также слаборазвитая сеть станций подзарядки. Однако правительство приняло решение продлить приём заявок до конца 2014 года.
Электромобили в фаворе
Аналогичную программу намерена запустить и Латвия. По крайней мере, правительство такое постановление уже приняло, а Министерство среды обещало осенью объявить конкурс.
На приобретение машин выделяется 1 761 310 латов (2,5 млн евро).
Ещё столько же отводится на развитие инфраструктуры заправок для них. Государство собирается выделить до 13 тысяч латов (18,5 тыс. евро) за каждый автомобиль: планируется, что на эти деньги удастся приобрести примерно 135 авто.
Судя по всему, одним из активных участников программы станет рижская дума. В августе, в порядке эксперимента, для муниципального транспортного предприятия были приобретены первые пять электромобилей, которые будут использоваться для обслуживания городских автостоянок. Мэрия хочет посмотреть, как будут вести себя машины в условиях круглогодичной эксплуатации, и уже дальше решать, стоит ли овчинка выделки. Электромобили изготовлены предприятием Valmet Automotive (Финляндия).
Финита ля комедия
Однако всё хорошее, к сожалению, имеет склонность когда-нибудь заканчиваться. И хотя у стран Балтии ещё имеются квоты на продажу, реализовать их так же выгодно вряд ли удастся.
Как пояснил «Энергии без границ» директор консалтинговой компании Prudentia Energy Markets Роберт Самтиньш, цены на квоты AAU (Assigned Amount Units), которыми государства торгуют между собой, договорные. Однако обычно они привязаны к квотам предприятий CER (Certified Emission Reduction), которыми торгуют на бирже. И сейчас наблюдается их явное перепроизводство, вызванное низким спросом и глобальным экономическим застоем.
Ещё до мая 2011 года цены квот CER держались в диапазоне от 11 до 14 евро. Потом же началось стремительное падение: к декабрю 2011 года цены достигли минимума и весной этого года держались на уровне 4–5 евро, а сейчас упали ещё ниже – в среднем до трёх. И специалисты затрудняются сказать, когда может начаться подъём.
Таким образом, на цену, по которой ранее продавали свои излишки (по подсчётам, Латвия реализовала их по цене около 9,6 евро за метрическую тонну), рассчитывать не приходится.
Страны Балтии сделали деньги из воздуха
Латвия, Литва и Эстония удачно и своевременно продали национальные квоты на выбросы парниковых газов, заработав сотни миллионов евро. И вот уже несколько лет на эти деньги реализуются разнообразные программы для предприятий, органов самоуправления и жителей прибалтийских государств.
В рамках Киотского протокола, обязывающего государства в течение 2008–2012 годов снизить выбросы в атмосферу диоксида углерода и прочих вредных веществ, каждой стране присваиваются так называемые «условные единицы установленного количества эмиссии парниковых газов», или AAU (Assigned Amount Units). Эти единицы являются товаром, который можно продавать и покупать на уровне межправительственных отношений.
И страны Балтии оказались в весьма выгодном положении. Дело в том, что объём начислялся исходя из состояния дел в 1990 году, когда промышленность была ещё развита. Так что обязательство снизить эмиссию на 8% к 2012 году прибалтийские государства смогли выполнить без труда. Остались ещё изрядные излишки, которые можно было продать индустриальным странам.
Так, из 119 182 130 единиц, выделенных Латвии, на продажу было выставлено 40 млн. В 2009–2010 годах были подписаны межправительственные договоры с Португалией, Испанией, Австрией, Нидерландами и Японией. Подробности конкретных сделок не разглашаются, однако в Министерстве охраны среды и регионального развития говорят, что реализовать удалось примерно половину, выручив порядка 200 млн евро (что для страны с населением 2,1 млн человек и годовым бюджетом в 6,5 млрд евро весьма серьёзная сумма).
Ещё лучше получилось торговать воздухом у Эстонии: страна получила 196 млн AAU, из которых 91,5 млн единиц отводились на продажу. Реализовали 61 млн AAU, выручив 364 миллиона евро. В Министерстве среды Литвы точную информацию о полученных квотах не огласили, сославшись на конфиденциальность и сообщив только, что на продаже удалось заработать 70 млн евро.
И страны Балтии оказались в весьма выгодном положении. Дело в том, что объём начислялся исходя из состояния дел в 1990 году, когда промышленность была ещё развита. Так что обязательство снизить эмиссию на 8% к 2012 году прибалтийские государства смогли выполнить без труда. Остались ещё изрядные излишки, которые можно было продать индустриальным странам.
Так, из 119 182 130 единиц, выделенных Латвии, на продажу было выставлено 40 млн. В 2009–2010 годах были подписаны межправительственные договоры с Португалией, Испанией, Австрией, Нидерландами и Японией. Подробности конкретных сделок не разглашаются, однако в Министерстве охраны среды и регионального развития говорят, что реализовать удалось примерно половину, выручив порядка 200 млн евро (что для страны с населением 2,1 млн человек и годовым бюджетом в 6,5 млрд евро весьма серьёзная сумма).
Ещё лучше получилось торговать воздухом у Эстонии: страна получила 196 млн AAU, из которых 91,5 млн единиц отводились на продажу. Реализовали 61 млн AAU, выручив 364 миллиона евро. В Министерстве среды Литвы точную информацию о полученных квотах не огласили, сославшись на конфиденциальность и сообщив только, что на продаже удалось заработать 70 млн евро.
«Зелёные» фонды
Полученные деньги страны обязаны пустить на проекты, которые будут способствовать снижению эмиссии. В Латвии для этого был создан специальный фонд «Финансовый инструмент изменения климата» (KPFI). В его рамках осуществились десятки программ: предприятия и муниципальные учреждения смогли реализовать проекты по утеплению зданий и цехов, модернизировать котельные и т. п. Например, в августе правительство Латвии одобрило программу, позволяющую фирмам получить софинансирование на реновацию производственных помещений в рамках проекта «Комплексные решения для снижения эмиссии парниковых газов». Бюджет программы составил около 4,2 млн евро, а максимальный объём софинансирования для каждого проекта – 500 тысяч евро.
Для жителей Латвии в прошлом году была открыта программа «Использование возобновляемых энергоресурсов в домашнем секторе» с весьма приличным бюджетом в 11 399 481 лат (16,2 млн евро). Она предназначена для людей, желающих установить в своих частных домах оборудование для производства тепла и электроэнергии из возобновляемых ресурсов. Из фонда покрывалось до 50% общей стоимости проекта: на каждый из них можно получить поддержку в объёме до 10 тысяч евро. Всего софинансирование получили свыше 2 тысяч человек. В основном люди ставили тепловые насосы, солнечные коллекторы и котлы на гранулах из биомассы, а 1–2% оснастили свои угодья и ветрогенераторами.
Ставка на экотранспорт
Как рассказали «Энергии без границ» в Министерстве среды Эстонии, в стране на вырученные деньги воплотили ряд проектов по реконструкции центрального отопления, труб и котельных, инвестировали в строительство ветровых парков, мероприятия по повышению энергоэффективности общественных зданий и жилых домов и т. п. Кроме того, департамент шоссейных дорог Эстонии приобрёл у чешского производителя Iveco 110 экологически чистых автобусов с низкой выработкой выхлопных газов. Они обошлись примерно в 19 млн евро. А в рамках программы внедрения электромобилей эстонское правительство заключило договор с Mitsubishi Corporation. В обмен на 10 миллионов AAU концерн поставил 507 автомобилей Mitsubishi iMiev, на которые пересели социальные работники по всей стране. К концу года планируется построить сеть заправок для электромашин в крупных городах страны и на главных автомагистралях.
Также в начале текущего года правительство Эстонии объявило о программе для юридических и физических лиц, предусматривающей покрытие до 18 тысяч евро в стоимости таких машин. Ожидалось, что на дорогах появится порядка 500 «зелёных» автомобилей. Увы, реальный спрос оказался гораздо ниже. Всего приобрели 47 машин: 37 из них – Nissan Leaf, 6 – Mitsubishi iMiev, 2 – Peugeot Ions и 2 – Citroen C-zero. Опасения у потенциальных пользователей вызвал срок службы аккумулятора, а также слаборазвитая сеть станций подзарядки. Однако правительство приняло решение продлить приём заявок до конца 2014 года.
Электромобили в фаворе
Аналогичную программу намерена запустить и Латвия. По крайней мере, правительство такое постановление уже приняло, а Министерство среды обещало осенью объявить конкурс.
На приобретение машин выделяется 1 761 310 латов (2,5 млн евро).
Ещё столько же отводится на развитие инфраструктуры заправок для них. Государство собирается выделить до 13 тысяч латов (18,5 тыс. евро) за каждый автомобиль: планируется, что на эти деньги удастся приобрести примерно 135 авто.
Судя по всему, одним из активных участников программы станет рижская дума. В августе, в порядке эксперимента, для муниципального транспортного предприятия были приобретены первые пять электромобилей, которые будут использоваться для обслуживания городских автостоянок. Мэрия хочет посмотреть, как будут вести себя машины в условиях круглогодичной эксплуатации, и уже дальше решать, стоит ли овчинка выделки. Электромобили изготовлены предприятием Valmet Automotive (Финляндия).
Финита ля комедия
Однако всё хорошее, к сожалению, имеет склонность когда-нибудь заканчиваться. И хотя у стран Балтии ещё имеются квоты на продажу, реализовать их так же выгодно вряд ли удастся.
Как пояснил «Энергии без границ» директор консалтинговой компании Prudentia Energy Markets Роберт Самтиньш, цены на квоты AAU (Assigned Amount Units), которыми государства торгуют между собой, договорные. Однако обычно они привязаны к квотам предприятий CER (Certified Emission Reduction), которыми торгуют на бирже. И сейчас наблюдается их явное перепроизводство, вызванное низким спросом и глобальным экономическим застоем.
Ещё до мая 2011 года цены квот CER держались в диапазоне от 11 до 14 евро. Потом же началось стремительное падение: к декабрю 2011 года цены достигли минимума и весной этого года держались на уровне 4–5 евро, а сейчас упали ещё ниже – в среднем до трёх. И специалисты затрудняются сказать, когда может начаться подъём.
Таким образом, на цену, по которой ранее продавали свои излишки (по подсчётам, Латвия реализовала их по цене около 9,6 евро за метрическую тонну), рассчитывать не приходится.
Автор: Лариса Смолякаова