12 августа 2014 в 13:26
Платёжная дисциплина оптом и в розницу
Покупатели электроэнергии на оптовом рынке сегодня платят вовремя, констатирует НП «Совет рынка». Не последнюю роль в этом сыграла система финансовых гарантий, запущенная год назад. НП считает, что было бы полезно запустить аналогичную систему на розничном рынке, и уже разработало предложения для Минэнерго.
Гарантии работают
Год назад для участников оптового энергорынка России была запущена система финансовых гарантий. «Результаты оказались весьма положительными», – заявила заместитель председателя правления НП «Совет рынка» Наталья Заикина, комментируя итоги работы системы за год.
Цель введения системы фингарантий – обеспечить своевременную оплату электроэнергии покупателями – гарантирующими поставщикам и энергосбытовыми компаниями – на оптовом рынке. Система введена только для покупки электроэнергии в конкурентном секторе: на рынке на сутки вперёд и балансирующем рынке в ценовых зонах ЕЭС.
До внедрения системы платёжная дисциплина на опте оставляла желать лучшего: 40–45% участников не осуществляли платежи в нужные сроки. За год это количество снизилось в разы, и сейчас около 6% от общего количества участников оптового энергорынка «остаются в зоне риска», сказала Наталья Заикина. Это 13–14 компаний, ежемесячный объём обязательств которых составляет около 1–1,6 млрд рублей. Для сравнения: в июле – августе 2013 года финансовыми гарантиями должны были быть обеспечены обязательства на сумму около 6 млрд рублей.
Условия платежей для покупателей электроэнергии жёсткие. Прощается только однократная просрочка на срок до трёх дней за последние три месяца или же недоплата на сумму до 0,3% в течение одного месяца. Трёхдневный срок был введён после консультаций с участниками рынка, и он обусловлен тем, что могут быть проволочки с банковскими переводами, пояснила зампред «Совет рынка». В любом другом случае, если платёж не поступает вовремя, покупатели подпадают под обязанность предоставить финансовое обеспечение. Оно может быть в виде банковской гарантии или поручительства со стороны генерирующей компании. «Но генкомпании не очень охотно идут на это», – говорит Наталья Заикина, и в общем объёме гарантий всего около 2% выдано генераторами.
Впрочем, получить банковскую гарантию тоже непросто, признают в «Совете рынка». «Процедура получения финансовой гарантии очень тяжёлая. Участников отрасли детально проверяют, и бывали случаи, когда банки отказывали», – сказала она. Но с течением времени и наработкой опыта ситуация становится проще, констатировала зампредправления НП. Сейчас для выдачи фингарантий «Советом рынка» аккредитованы 18 банков, в том числе «дочка» китайского банка – ООО «Чайна Констракшн Банк».
Размер требуемых фингарантий можно снизить – на объём заключённого с генерирующей компанией свободного двустороннего договора. «Этой формой участники тоже пользуются», – говорит Н. Заикина. Объём таких договоров стабилен и составляет около 10–12%.
Неплательщики с Кавказа
В числе тех, кто допускает просрочки и долги, – гарантирующие поставщики Северного Кавказа. Для них объём финансового обеспечения рассчитывается особым образом, так как они покупают 100% электроэнергии по регулируемым договорам, сказала Н. Заикина. При этом практически все кавказские сбыты пользуются возможностью заключения прямых договоров с генераторами и расчётов с ними напрямую, не через централизованную систему расчётов на опте. «Мы мониторим исполнение ими обязательств, но так как в режиме реального времени мы не можем наблюдать, как это происходит, для них у нас установлены поквартальные показатели уровня оплаты. На 2014 год Набсовет установил для них 100%-ную оплату. И по итогам второго квартала все сбыты Северного Кавказа показатели выполнили, кроме Дагестана и Чечни», – сказала зампредправления НП.
Нарушители
За год работы системы фингарантий дисциплинарная комиссия «Совета рынка» рассмотрела 171 дело о нарушении обязательств по предоставлению гарантий. Правда, под «высшую меру» наказания – лишение статуса оптового рынка попали всего шесть покупателей электроэнергии. Это связано с тем, что большинство участников всё же гасили долги и предоставляли гарантии до момента рассмотрения вопроса о лишении статуса Набсоветом партнёрства, поясняет Н. Заикина.
Совет рынка понимает, что у сбытов могут быть разные ситуации. Показателен пример Волгоградэнергосбыта, который нарушает свои обязательства по объективной причине. «У него тяжёлая ситуация на розничном рынке, обусловленная долгами крупного потребителя – ОАО «Химпром», чья задолженность превышает 4 млрд рублей», – поясняет топ-менеджер НП. «Мы выносим его регулярно на Наблюдательный совет, но с учётом общей ситуации, Набсовет статуса его не лишает, а даёт поручения, которые сбыт выполняет», – сказала она.
Гарантии в розницу
Систему фингарантий меняли по ходу дела, прислушиваясь к мнению участников, говорят в Совете рынка. Изменения коснулись сроков предоставления гарантий и расчёта обязательств, и сейчас сроки максимально приближены к месяцу начала обязательств. Раньше гарантию, например на июнь, участник должен был принести в апреле. Сейчас – за три – пять дней до наступления соответствующего месяца.
Так что сейчас работа системы фингарантий полностью устраивает Совет рынка. «У нас положительная динамика, и она нас вполне устраивает», – говорит Н. Заикина, добавляя, что суммарный долг на оптовом рынке снижается. Новых изменений в систему не планируется.
Но что нужно сделать, считают в Совете рынка, так это ввести аналогичную систему для розничного рынка электроэнергии. Платёжная дисциплина на розничном рынке остаётся достаточно низкой и применить какие-то существенные меры к неплательщикам достаточно тяжело. «Мы предлагаем рассмотреть возможность введения системы обеспечения своих обязательств предприятиями розничного рынка – ЖКХ, бюджетниками, управляющими компаниями», – пояснила зампредправления НП. Сооветствующие предложения по улучшению платёжной дисциплины на рознице уже разработаны для Минэнерго.
Автор: Анна Милина