Термоядерное озеленение
«Зелёные» сертификаты, изначально придуманные для снижения финансовой нагрузки на энергорынок при развитии ВИЭ, трансформировались в систему низкоуглеродных сертификатов (НУС), которая находится на пороге практической реализации. Для защиты интересов отечественных экспортёров власти решили включить в расчётную базу АЭС и крупные ГЭС, что позволит признать треть российской генерации экологически чистой, тогда как собственно на ВИЭ приходится лишь 1% мощностей в ЕЭС. Однако крупная промышленность настаивает, что НУС не должны быть монопольным механизмом, а энергетики опасаются, что атомная генерация не будет признана экологичной в ЕС – основном экспортном рынке. Хотя недавние события позволяют АЭС надеяться на новых союзников.
Источник: Vaclav Volrab/Shutterstock.com
В середине марта стало известно, что правительство РФ будет добиваться глобального признания атомной энергии безуглеродной и отвечающей климатическим целям. Решение было озвучено в докладе вице-премьера Виктории Абрамченко, направленном президенту Владимиру Путину. Таким образом, власти готовятся признать «зелёной» выработку не только ВИЭ, но и крупных ГЭС и АЭС и включить их в систему НУС. Первоначально система сертификатов задумывалась для сокращения расходов потребителей при оплате строительства мини-ГЭС, ветровых и солнечных электростанций в рамках программы ДПМ ВИЭ. По задумке Минэкономразвития, представившего соответствующий законопроект в ноябре 2019 года, стоимость бумаг, подтверждающих покупку потребителями энергии ВИЭ, должна была вычитаться из суммы оплаты за мощность по ДПМ ВИЭ 2.0 (2025–2034 годы), снижая затраты промышленности на оптовом рынке. Тогда идею поддержали и в основном регуляторе сектора – «Совете рынка», но здесь шли дальше и предлагали распространить вычеты и на первую программу ДПМ ВИЭ (действует до 2024 года).
Но после того, как ЕС озвучил планы введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР, спецпошлины на импортируемые товары, произведённые с использованием «грязной» энергии), подход трансформировался. Альтернативный проект, в итоге поддержанный в кабмине, был представлен Минэнерго в марте прошлого года и предполагает, что НУС смогут торговать все ВИЭ-станции (включая крупные ГЭС), а также АЭС. Профильное министерство заявило более широкие цели: механизм должен помочь российским экспортёрам энергоёмкой продукции как минимум сохранить свои позиции на мировом рынке в свете грядущего ужесточения углеродного регулирования странами-импортёрами (речь идёт прежде всего о ТУР в ЕС). В итоге насущную правоту такого подхода признали и в Минэкономразвития: для России признание безуглеродного характера атомной энергетики открывает возможности как в части достижения национальных целей, так и в плане экспортного потенциала, заявляют теперь в министерстве.
В Минэнерго указывают, что НУС позволят их владельцам подтвердить выполнение требований по потреблению низкоуглеродной электроэнергии. Если будут реализованы планы различных стран по взиманию дополнительных пошлин или сборов с товаров с высоким углеродным следом, сертификаты, подтверждающие использование низкоуглеродной энергии в производстве, помогут защитить российский экспорт (избежать таких сборов или снизить их размер).
«Баланс выработки электроэнергии в России один из самых низкоуглеродных в мире, порядка 40% – на низкоуглеродных источниках. К ним мы относим не только солнечные, ветровые электростанции и малые гидроэлектростанции (ГЭС), но большие ГЭС и атомные станции», – отмечают в Минэнерго. Разработчик ожидает принятия законопроекта на осенней сессии Госдумы, заявила в интервью ТАСС замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко.
Учёт в системе сертификатов только выработки ВИЭ ничего не даст России как экспортёру. По итогам 2020 года мощность ВИЭ составила лишь 2,7 ГВт, что чуть больше 1% суммарной мощности ЕЭС. Ни первая, ни вторая программа ДПМ ВИЭ кардинально не изменят ситуацию: «Системный оператор» ожидает, что к 2025 году мощность ВИЭ-генерации достигнет 5,5 ГВт. По ДПМ ВИЭ 2.0 планируется построить ещё 6,7 ГВт мощностей. Таким образом, со всей государственной поддержкой к 2035 году в стране, как ожидается, будет действовать 12,2 ГВт ВИЭ (около 5% мощности), говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. При этом с учётом крупных ГЭС и АЭС объём низкоуглеродных мощностей в ЕЭС уже сейчас составляет более 32%.
«Благодаря этому (учёту АЭС и ГЭС. – Прим. ред.) углеродный след российской электроэнергии остаётся относительно низким по мировым меркам: он выше, чем в среднем в Европе, но ниже, чем в США, Китае и Японии. В связи с этим для России в контексте ТУР крайне важно, чтобы ГЭС и АЭС считались такими же безуглеродными источниками энергии, как ВЭС и СЭС», – отмечает г-н Григорьев.
Однако для того, чтобы проект Минэнерго сработал, признать энергию АЭС и крупных ГЭС низкоуглеродной (а, по сути, «зелёной») должны не только российские власти, но и другие страны, прежде всего Евросоюза, на который приходится 42% российского экспорта. Именно об этом проблеме говорила в конце марта на конференции «Ведомостей» член правления «Интер РАО», глава набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина. Энергетики видят риски в том, что российские сертификаты, под действие которых по предложению Минэнерго попадут АЭС и крупные ГЭС, не будут признаваться в Европе. Подозревать традиционных генераторов в отстаивании интересов «зелёных» конкурентов, как минимум, странно, непризнание НУС на мировом рынке осложнит жизнь всем участникам отечественного энергорынка, а не только потребителям.
Признание прежде всего атомной генерации низкоуглеродным, а значит, приемлемым источником энергии – одна из важных задач, стоящих перед российскими властями. Сейчас у них появились серьёзные сторонники, что повышает шансы НУС на признание в ЕС. В конце марта 46 неправительственных организаций из 18 стран призвали президента ЕК Урсулу фон дер Ляйен включить атомную энергию в таксономию Евросоюза по устойчивым энергетическим инвестициям. По их мнению, исключение атомной энергетики будет способствовать реализации стратегии, которая «явно неадекватна» для декарбонизации экономики региона.
В апреле семь европейских стран во главе с Францией, располагающей одним из самых больших парков АЭС, обратились с официальным письмом в Еврокомиссию. Франция, Чехия, Польша, Румыния, Венгрия, Словакия и Словения требуют приравнять атомную энергетику к низкоуглеродным технологиям и «озабочены тем, что существующая политика ЕС сильно ограничивает право входящих в него государств на выбор между различными источниками энергии и определение собственной структуры энергопотребления», а также намерениями причислить АЭС к «грязным» видам получения энергии, от которых необходимо избавиться как можно скорее. Заявители выступают против тотального запрета АЭС.
Коллективная позиция части стран в итоге нашла поддержку у экспертов ЕК. На днях стало известно, что специализированная рабочая группа ЕК пришла к выводу, что атомная энергетика не наносит существенного вреда окружающей среде. Отчёт Объединённого исследовательского центра (JRC) подготовлен на основе сотен научных исследований и опубликован на сайте ЕК. Один из ключевых выводов – по общему уровню воздействия на окружающую среду атомная энергетика лучше или сопоставима с ВИЭ при учёте углеродоёмкости всего цикла отрасли, а не только выработки энергии. Примечательно, что для персонала АЭС – более безопасное место работы, чем солнечные электростанции: у ядерных реакторов третьего поколения вероятность причинения вреда людям в результате аварии в пересчёте на выработанные киловатт-часы ниже, чем даже у СЭС. Впрочем, окончательного решения о признании АЭС допустимо экологичными в ЕС пока не принято, ранее против этого выступала, в частности, Германия.
Впрочем, у НУС есть и внутрироссийские проблемы. Промышленные потребители требуют от властей оставить им свободу для манёвра и не делать НУС единственным способом доказывания экологичности своей продукции. Уже сейчас крупнейшие экспортёры самостоятельно включаются в альтернативные системы учёта углеродного следа. В связи с тем, что объём выбросов CO2 пока не имеет существенного значения для производителей, ориентированных на внутренний рынок, нужно создать максимально удобные условия для экспортёров и максимально защитить их интересы, выражает позицию «Сообщества потребителей энергии» замдиректора партнёрства Валерий Дзюбенко. Стоит отметить, что в среде промышленных потребителей сейчас обсуждаются различные схемы учёта углеродного следа в своей продукции. Так, «Русал», алюминиевые заводы которого запитаны в основном от ГЭС, выступает за региональный метод, когда близость низкоуглеродного источника позволит считать продукцию предприятия «зелёной», а также за свободные двусторонние договоры. Но внутри самих потребителей продолжается дискуссия, как корректнее учитывать энергию – по ценовым зонам, зонам свободного перетока и т. д. Минэнерго отрицает монопольность НУС, о которой заявляют потребители: законопроект не запрещает и не ограничивает возможность доказывать «зелёность» своей продукции с помощью других инструментов, заявили «Перетоку» в министерстве.
В начале года «Совет рынка» попытался перейти к подготовке практической реализации идеи НУС. Регулятор предложил из своего бюджета, формируемого за счёт членских взносов участников партнёрства, оплатить разработку IT-системы, которая будет обеспечивать оборот НУС. Потребители заблокировали это решение, но в перспективе вето может быть преодолено. Промышленность негодует: первоначально речь шла о десятках миллионов рублей, а сейчас уже о сотнях миллионов рублей. «Мало того, что регуляторы отказались от идеи вычитать стоимость сертификатов из платежей по ДПМ ВИЭ, теперь они фактически предлагают нам оплатить IT-систему для НУС за наш счёт. Создание системы сертификации идёт в рамках правительственного поручения и фактически является государственной функцией, поэтому её разработка должна финансироваться из бюджета», – говорит г-н Дзюбенко.
Автор: Сергей Исполатов