«Переезд» без энергоскидок

4 ноября Кремль опубликовал указ президента России Владимира Путина о переводе Забайкальского края и Республики Бурятия из Сибирского (СФО) в Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Руководители двух субъектов Федерации рассчитывают, что распространение дальневосточных преференций оживит экономику депрессивных территорий. Новость вызвала беспокойство на энергорынке: в 2019 году потребителям ценовых зон и так предстоит собрать в рамках «дальневосточной надбавки» 40–45 млрд рублей, которые пойдут на снижение цен на электричество для потребителей ДФО до среднероссийского уровня. В Минэнерго, стремящемся сейчас повысить «адресность» и «эффективность» «дальневосточной надбавки» после 2019 года, признают, что Забайкалье и Бурятия перейдут в субсидируемую зону. Впрочем, уровень цен на энергию в этих регионах, чаще всего, и так не превышает среднероссийского уровня: после изменения нарезки федеральных округов объём дополнительного субсидирования окажется минимальным. Скидки могут коснуться только мелких потребителей, подключённых к сетям низкого напряжения, солидарны эксперты.

«Переезд» без энергоскидок

Источник: Евгений Епанчинцев/ТАСС. Врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов

На Дальний Восток за экономическим ростом

Указ президента, обнародованный в День согласия и примирения, перевёл Бурятию и Забайкалье в ДФО и дал правительству три месяца на приведение федерального законодательства в соответствие с новым территориальным делением. Решение тут же поддержали главы обоих регионов. Экс-замглавы Минвостокразвития Александр Осипов сообщил, что поднимал вопрос распространения дальневосточных льгот на уровне руководства страны при своём назначении врио губернатора Забайкальского края (соответствующий указ был подписан 25 октября).

«На своей встрече с президентом страны я поднимал вопрос о распространении на Забайкалье всех эффективных инструментов развития экономики и социальной сферы, которые пока работают исключительно в дальневосточных регионах… Сейчас просто рад такому быстрому решению президента… Благодаря льготам и преференциям мы сможем создавать больше хороших разнообразных рабочих мест», – заявил РИА «Новости» 4 ноября Александр Осипов.

Поддержал коллегу и губернатор Бурятии Алексей Цыденов: решение президента «открывает перед республикой новые возможности и перспективы». Среди ключевых льгот, на которые рассчитывали регионы, губернаторы называли право создания территорий опережающего развития, свободный порт, строительство социальной инфраструктуры, бесплатное предоставление «дальневосточного гектара», дополнительные выплаты при рождении третьего ребёнка и т. д.

Долгий путь к преференциям

В числе мер поддержки, которые должны активизировать экономику Забайкалья и Бурятии, оказалось и «выравнивание» энерготарифов до среднероссийского уровня за счёт так называемой «дальневосточной надбавки». Средства собираются с потребителей ценовых зон энергорынка, администрируются «РусГидро» и направляются на компенсацию экономически необоснованного снижения конечных цен на энергию. В прошлом году «дальневосточная надбавка» обошлась потребителям в 24 млрд рублей, допрасходы в этом году оцениваются уже в 35 млрд рублей, в 2019 году – в 40–45 млрд рублей.

Стоит отметить, что руководство забайкальских регионов, прежде всего, Бурятия, на протяжении многих лет пытались найти способы снижения стоимости энергии в регионе. Энергетика Республики традиционно находится не в лучшем состоянии: здесь расположены устаревшие генерирующие мощности, доля крупных потребителей не велика, а расходы на содержание нерентабельных и протяжённых (в силу географических причин) сетей значительны. В 1990-е и 2000-е годы предложения Бурятии были связаны, прежде всего, с присоединением к профицитной энергосистеме соседней Иркутской области. Впрочем, такие сценарии не вписывались в стратегию «Иркутскэнерго», оказавшегося под контролем структур Олега Дерипаски.

В 2017 году региональным властям всё же удалось добиться преференций от федерального центра: тарифы в Бурятии были снижены в 2017 году примерно на 1 рубль на 1 кВт∙ч за счёт перевода региона в зону оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) «с особенностями функционирования». Сегодня электроэнергия на оптовом рынке в этом регионе покупается по регулируемым договорам, также как, например, на Северном Кавказе, отмечает старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко.

Присоединение новых регионов к системе выравнивания энерготарифов в ДФО вызывает беспокойство потребителей ОРЭМ, опасающихся дальнейшего роста расходов. Сейчас власти заканчивают распределение средств, «высвобождающихся» по мере завершения программы строительства электростанций по договорам предоставления мощности (ДПМ ТЭС). Основную часть планируется направить на модернизацию теплоэнергетики, но на часть денег претендуют иные генераторы – ВИЭ, АЭС и т. д. Объём «высвобождающихся средств» ограничен, регуляторы пытаются вписать все расходы, не превышая уровень инфляционного роста цен на энергию за горизонтом 2022 года. Любое увеличение объёма нерыночных надбавок в этой ситуации вызывает острую реакцию у заинтересованных сторон.

Так, болезненной для энергорынка оказалась идея продления «дальневосточной надбавки» после 2019 года (пока она введена на трёхлетний период), основным лоббистом которой выступил вице-премьер Юрий Трутнев. В сентябре на совещании у президента глава Минэнерго Александр Новак всё же поддержал это предложение, но обозначил новые условия при получении скидок в будущем.

«Мы не возражаем против его (механизма «дальневосточной надбавки» – ред.) продления на период до 2028 года, но с повышением эффективности и обеспечения адресности получателей средств с тем, чтобы действительно создать условия для развития бизнеса, для повышения конкурентоспособности наших предприятий», – заявил 10 сентября Александр Новак.

Вопрос об эффективности субсидирования тарифов в ДФО Минэнерго считает ключевым. По данным министерства, из примерно 60 млрд рублей, собранных с потребителей в 2017 – 2018 годах, 11 млрд рублей пришлось на долю бюджетных учреждений. Фактически эти средства шли на решение текущих задач, никак не сказываясь на экономическом потенциале. Дотации крупному бизнесу составили 36,4 млрд рублей (при этом часть крупных игроков, получая скидку в ДФО, вынуждены сами же оплачивать её как потребители ценовых зон), на долю малого и среднего бизнеса пришлось 12,1 млрд рублей дотаций. В октябре источники в правительстве подтверждали «Перетоку», что регуляторы будут стремиться минимизировать допнагрузку на потребителей от «дальневосточной надбавки», единственная категория, которая наверняка попадёт в список, – это новые инвестпроекты, стартующие в ДФО.

Накануне «Коммерсантъ» сообщил, что Минэнерго подготовило и отправило в Минэкономразвития предложения по продлению механизма снижения энерготарифов в ДФО. Власти хотят значительно сократить число потребителей, получающих пониженный тариф, и сформулировали ряд дополнительных условий, позволяющих, по оценкам аналитиков, снизить финнагрузку на покупателей ОРЭМ на 20–40% объёма «дальневосточной надбавки».

Тарифы ниже некуда

В Минэнерго подтверждают: после перехода в ДФО Бурятия и Забайкалье смогут рассчитывать на распространение на своей территории действия механизма «дальневосточной надбавки» в соответствии с ФЗ № 35 «Об электроэнергетике». Однако, по оценке министерства, средневзвешенные цены на электроэнергию для потребителей этих регионов и так не превышают среднероссийский уровень. Таким образом, расширение ДФО не должно привести к росту нагрузки на потребителей ОРЭМ.

«Средняя цена для промышленности ниже, чем базовая цена на электроэнергию на Дальнем Востоке, примерно на 0,55 рубля за 1 кВт∙ч в Забайкальском крае и на 0,235 рубля в Бурятии», – подтверждает младший аналитик группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Анна Михайлова.

Впрочем, цена зависит от уровня напряжения, к которому подключены потребители. Для сетей низкого напряжения (НН), к которым присоединён, в основном, малый бизнес, тарифы выше: превышение цен в этом классе составляет 2 рубля (без НДС) в Бурятии и 1,8 рубля за 1 кВт∙ч в Забайкалье. Таким образом, введение базовой цены (и субсидирование до её уровня) может коснуться только малых потребителей и вряд ли будет сопряжено со значимыми субсидиями, говорит г-жа Михайлова.

«Средние тарифы на электроэнергию для бизнеса в Забайкальском крае и Бурятии во втором полугодии складываются на уровнях около 4,3 и 3,6 рубля за 1 кВт∙ч соответственно. Это ниже «среднероссийских», и оснований для включения механизма субсидирования тарифов ДФО пока нет», – согласен Николай Посыпанко.

Даже если Бурятия лишится статуса зоны ОРЭМ «с особенностями функционирования», тарифы здесь не превысят прогнозного уровня субсидирования дальневосточных тарифов в 2019 году, который, по оценке Vygon Consulting, может составить 4,7–4,9 рубля за 1 кВт∙ч, говорит г-н Посыпанко. Впрочем, ситуация может измениться в 2019 году, если, например, в новых регионах ДФО значительно вырастут инвестпрограммы электросетей или «эталонные» сбытовые надбавки, добавляет эксперт.

В 2018 году базовый уровень тарифов на электроэнергию для субъектов ДФО установлен в 4,3 рубля за 1 кВт∙ч. В Бурятии и Забайкальском крае уровень розничных цен на электроэнергию в среднем для всех групп потребителей (исключая население) ниже этого порога, говорит руководитель проектов Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Минкова. В 2017 году средний уровень розничных цен (без учёта населения) в Бурятии составил 2,9 рубля, в Забайкалье – 4 рубля с учётом прогнозного индекса роста цен на электрическую энергию.

Это сопоставимо с розничными ценами на электроэнергию для прочих групп потребителей в субъектах ДФО, где не применялся механизм снижения цен (рис. 1), так что необходимость применения механизма субсидирования тарифов в Забайкалье и Бурятии отсутствует, констатирует г-жа Минкова.


Рис. 1. Тарифы на электрическую энергию в 2017 году с учётом прогнозного индекса роста цен на электроэнергию для регионов ДФО, где не применялся механизм снижения тарифов.

Пока потребители присоединённых к ДФО территорий несут нагрузку по компенсации затрат энергокомпаниям ДФО, которая осуществляется за счёт спецнадбавки к цене мощности, продаваемой в ценовых зонах, напоминает Валерия Минкова.

«Если нагрузка по оплате надбавки не будет распространятся на присоединённые регионы, то розничная цена в Бурятии и Забайкалье снизится в среднем на величину до 2% для всех групп потребителей исключая населения», – добавляет эксперт. В этом случае произойдёт несущественное увеличение нагрузки на оставшихся потребителей ценовых зон ОРЭМ.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20