ВИЭ-генераторам затягивают пояса

Эксперты НП «Совет рынка» обсуждают новый механизм поддержки ВИЭ-генерации после 2024 года, когда завершится программа ДПМ ВИЭ, сообщил зампредправления регулятора Олег Баркин. Программа не исключит, но позволит минимизировать финансовую нагрузку на потребителей энергорынка за счёт иных инструментов, прежде всего господдержки.

ВИЭ-генераторам затягивают пояса

В 2024 году завершается программа ДПМ ВИЭ (договоры о предоставлении мощности; предполагают возврат средств инвесторов за счёт повышенных платежей с потребителей энергорынка), и основной целью системы поддержки зелёной генерации должно стать создание экономических условий, которые повысят эффективность ВИЭ отечественного производства. Другими словами – снизят стоимости зелёной генерации.

Из этого постулата исходят эксперты «Совета рынка», разрабатывая новые механизмы поддержки альтернативной генерации, заявил Олег Баркин 20 марта на конференции «Коммерсанта» «Энергия 2.0. Цифровая трансформация и развитие зелёной энергетики». Основная цель программы – вывод российских ВИЭ-технологий на конкурентоспособный уровень внутри страны и сетевой паритет (сопоставимость цен) с традиционной генерацией. В перспективе аналогичных результатов отечественные компании должны достичь и на зарубежных рынках.

Чтобы прийти к сетевому паритету и снизить нагрузку на потребителей, эксперты «Совета рынка» предлагают изменить принципы отбора ВИЭ-проектов, финансируемых за счёт покупателей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Конкурсы следует сделать технологически нейтральными, а победителей отбирать не по цене строительства, а по соотношению «годовая выработка – долгосрочная одноставочная цена», рассказал Олег Баркин. Инвестор будет на 20–25 лет подписывать договор об обязательных поставках согласованного объёма энергии по фиксированной цене, без возможности каких-либо корректировок. Одновременно эксперты предлагают начиная с 2026 года снижать потолок цен при отборе, условно, на 10% в год. По представленным расчётам, к 2035 году это должно привести к сетевому паритету, когда одноставочный тариф ВИЭ сравняется с показателем традиционной генерации.

Снизить нагрузку на потребителей энергорынка можно за счёт расширения механизмов государственной поддержки, полагают эксперты. Такими инструментами вне энергорынка должны стать снижение стоимости кредитования, фискальное стимулирование (налоговые и таможенные льготы), устранение административных барьеров и снижение затрат на подготовительных этапах (выделение земель под проекты и пр.), а также стимулирование добровольного спроса на зелёную энергию.

Насколько предложенная схема может сократить затраты потребителей ОРЭМ на дальнейшую поддержку ВИЭ, пока неизвестно. Детальные расчёты будут подготовлены позже, после проработки нюансов программы модернизации, заявил Олег Баркин. Пока Минэнерго предложило правительству выделить на поддержку ВИЭ-генерации около 400 млрд рублей из 3,5 трлн рублей, «высвобождающихся» на энергорынке до 2035 года по мере того, как завершается оплата программы ДПМ ТЭС. Речь идёт о 405 млрд рублей, подтвердил 20 марта один из экспертов рынка, присутствовавший на конференции «Коммерсанта».

Первоначально против продления чрезвычайно затратной для потребителей программы первоначально выступили не только покупатели ОРЭМ, но и традиционные генераторы, а также регуляторы сектора – НП «Совет рынка» и Минэнерго. Программа ДПМ ВИЭ предусматривает до 2024 года строительство 6,4 ГВт зелёных мощностей. До 2035 года потребителям первой ценовой зоны, на которую по программе ДПМ ВИЭ приходится 4561 МВт новых ВЭС и СЭС, придётся заплатить около 2,4 трлн рублей, следует из презентации Олега Баркина. Из них 300 млрд рублей будет возвращено структурам «Ростеха» и его партнёрам в качестве оплаты мощностей пяти мусоросжигательных заводов (ДПМ ТБО; предусматривает строительство 335 МВт).

В феврале альтернативные генераторы предложили властям согласовать программу «ДПМ ВИЭ 2.0», предполагающую строительство к 2036 году ещё 19,8 ГВт ветровых и солнечных электростанций стоимостью 2 трлн рублей. При этом с потребителей до 2050 года планировалось собрать 4,6 трлн рублей, из них более 3 трлн – после 2035 года. Вслух называть итоговую цифру стеснялись даже сами разработчики «ДПМ ВИЭ 2.0»: они озвучивали лишь сумму сборов с потребителей ОРЭМ в первое десятилетие 25-летней программы – 1,6 трлн рублей с 2025 по 2035 год, ссылаясь на «неопределённость правил игры на энергорынке после 2035 года».

В предложениях по программе модернизации, которые Минэнерго направило в правительство в конце февраля, финансовые интересы зелёной генерации всё же были учтены, хотя и снижены более чем в 10 раз – до 400 млрд рублей. В начале марта замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко сообщал, что на эти деньги планируется построить дополнительно 5,2 ГВт зелёных электростанций. Это позволило бы соблюсти параметры Генсхемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, согласно которой суммарная мощность ВИЭ-генерации к указанному сроку должна составлять 11,6 ГВт (с учётом 6,4 ГВт в рамках программы ДПМ ВИЭ).

Применение новой схемы, предложенной экспертами «Совета рынка», позволит либо снизить расходы потребителей на продление поддержки альтернативной генерации, либо построить больше ВИЭ-мощностей за те же деньги, полагают эксперты «Совета рынка».


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28