Эталон: от сбытов к сетям

Среди главных позитивных событий года в регулируемом секторе электроэнергетики эксперты рынка единодушно называют переход к методу эталонных затрат. Первый вариант «эталонов» будет внедрён при расчёте надбавок для сбытовых компаний уже с 1 июля 2018 года. ФАС в качестве своего главного достижения презентовала утверждённую методику расчёта надбавок на финальной «энергетической» встрече года у президента Владимира Путина 14 ноября. Следующие в очередь на «опрозрачивание» тарифов – сетевые компании. ФАС обещает перевести «Россети» и остальных игроков рынка на методику эталонных затрат уже в тарифном сезоне – 2019. Взамен госхолдингу обещаны долгосрочные сетевые тарифы, которые позволят более грамотно планировать инвестиционные программы. 

Эталон: от сбытов к сетям

Идея перехода на метод унифицированных (эталонных) затрат при расчёте надбавки энергосбытовых компаний обсуждалась ещё во время существования ныне ликвидированной Федеральной службы по тарифам и перешла «по наследству» Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В 2016 году антимонопольщики подготовили проект соответствующего постановления и планировали в октябре внести его на утверждение в правительство. Тогда новая методика могла бы применяться при утверждении тарифов уже на этот год. Однако из-за разногласий заинтересованных сторон, прежде всего сбытовых компаний и ФАС, окончательное решение было отложено. Весной ФАС вновь анонсировал утверждение решения, в итоге постановление правительства было подписано 21 июля. В конце ноября был опубликован приказ ФАС, утвердивший новую схему расчёта эталонной сбытовой надбавки.

В логике хозрасчёта и поощрения эффективности

Основная задача метода унифицированных затрат – повышение прозрачности тарифообразования и стимулирование энергосбытов к повышению эффективности, по сути, на принципах советского хозрасчёта. Пока доходы сбытов рассчитываются по методике «затраты плюс»: надбавка прямо пропорциональна затратам, в том числе, цене покупки электроэнергии на оптовом рынке. Так что энергосбытовым компаниям выгоднее покупать электроэнергию дороже, экономия же, напротив, приводит к снижению тарифа и собственных доходов. Сбытам пока также невыгодно оптимизировать эксплуатационные затраты (на аренду помещений, оплату труда и т.п.), от которых зависит тариф. Новая методика предполагает расчёт надбавок энергосбытовой компании, исходя из унифицированной величины затрат на 1 кВт/ч. При этом сокращая свои затраты относительно эталона, компания сможет оставлять у себя сэкономленные средства. Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке будет транслироваться напрямую на потребителя, в этой ситуации чем дешевле гарантирующий поставщик приобретёт электроэнергию, тем привлекательнее будут его услуги для потребителей.

В самой надбавке станут учитываться как постоянные затраты (на содержание и аренду помещений, оплату труда, печать и доставку платёжных документов, организацию работы кол-центров и взаимодействия через Интернет), так и переменные, связанные с обслуживанием заёмных средств и созданием резервов по сомнительным долгам, поясняет замначальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин. Эталонный размер постоянных и переменных затрат будет определён для каждой точки поставки. К эталонным затратам будут применяться региональные коэффициенты (с учётом удалённости) и коэффициенты масштаба (чем больше точек поставок у гарантирующего поставщика (ГП), тем ниже коэффициент).

Ещё один ключевой момент – введение в эталонную надбавку гарантированной предпринимательской прибыли в размере 1,5% от необходимой валовой выручки (НВВ) сбытов за вычетом сетевой и инфраструктурной составляющей. Сейчас тариф ГП рассчитывается исходя из НВВ, которая не включает расчётную предпринимательскую прибыль. Финансовые поступления по новой строке будут оставаться в распоряжении сбытовой компании и могут увеличиваться на сэкономленную от оптимизации затрат сумму или уменьшаться, если фактические затраты превысили эталонные. Система с учётом предпринимательской прибыли вместо НВВ уже действует при расчёте тарифов по другим коммунальным услугам (водоснабжению, теплоснабжению и др.).

Обкатка механизмов во благо потребителей и инвесторов

Среди принципиальных достоинств методики эталонных затрат аналитики энергорынка называют, прежде всего, стабилизацию и предсказуемость как тарифов, так и тарифной выручки сбытов. Это, в частности, сделает финансовую модель их работы более прозрачной, облегчит кредитование сектора и т.д.

– Эталоны будут устанавливаться нами в методике и будут носить числовой характер, – отмечал в ноябре в интервью «Коммерсанту» замглавы ФАС Виталий Королёв. – В дальнейшем они будут корректироваться на прогноз социально-экономического развития РФ. И в этом смысле не будет необходимости пересматривать её часто. Это придаст определенную стабильность предпринимательскому сообществу. Мы уже достаточно уверенно можем сказать, что в прогноз на 2018 год попадет довольно сдержанная инфляция – около 4%. И это ещё один факт в пользу того, что в среднесрочном горизонте у нас надбавка будет стабильной, она будет сопоставима с прогнозом инфляции. А вот САРЕХ, то есть инвестпрограмму, будут корректировать в ежегодном режиме, как это было и раньше.

Полезность методики для сектора в целом признавали и ключевые игроки сбытового рынка.

– Метод эталонов имеет право на существование, он себя хорошо проявил при разработке договоров предоставления мощности (ДПМ), – говорил в ходе весенней дискуссии о запуске механизма эталонных затрат президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов. – Там тоже была разработана эталонная стоимость, которая учитывала территориальные особенности, тип производства энергии и так далее. Мы понимаем, что сбыту наличие эталонов позволит работать с издержками более эффективно.

Сальдированный эффект от нового метода тарифообразования в сбытовом сегменте составит минус 12,65 млрд рублей для потребителей за три года, подсчитали в ФАС. Снижение НВВ составит 14,3 млрд рублей, повышение – 1,7 млрд рублей.

Наиболее спорными оказались вопросы переходного периода. Первоначально ФАС предлагал растянуть возможное повышение ставок до эталона на пять лет, а превышение вводимых потолков затрат «обрезать» сразу же. Это вызвало ожидаемую критику со стороны сбытового сообщества. В ходе согласования был выбран компромиссный вариант: те, у кого текущие надбавки ниже эталона, будут доходить до надбавки три года, а те, у кого выше, будут опускаться в течение двух лет.

– График повышения утверждается губернатором. Если губернатор этой обязанностью пренебрег, то у него в регионе произойдет резкое повышение надбавок за один год. Иными словами, губернатор и субъекты должны быть сильно мотивированы утверждать эти графики, – отмечал в ноябре в интервью «Коммерсанту» замглавы ФАС Виталий Королёв.

Еще одним трудным вопросом стал порядок учёта региональной специфики при унификации затрат энергосбытов. В настоящее время размер сбытовой надбавки может различаться на порядок – от 0,04–0,06 рубля за кВт/ч в Дагестане до 0,61 рубля в республике Марий Эл. ФАС предложила систему специальных коэффициентов, такой подход поддержали в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциация ГП и ЭСК). Оценить, как на практике изменятся сбытовые тарифы в конкретных регионах и насколько система расчётов сбалансирована, можно будет в ближайшее время после завершения расчётов в конкретных регионах.

Сетям приготовиться…

На сбытовой надбавке для гарантирующих поставщиков, которая составляет до 5% в цене электроэнергии и меньше 1% в итоговой платежке, ФАС обкатывает работу по эталонам в целом в электроэнергетике. В дальнейшем метод эталонных затрат планировалось распространить и на сетевые услуги, оплата которых составляет до 60% конечного платежа потребителя. Переход к новому методу мог затянуться: сетевые компании не педалировали процесс, длительный анализ результатов в сбытовом сегменте и споры вокруг нюансов внедрения в сетях могли серьёзно затормозить процесс. Но процесс неожиданно ускорили кадровые перестановки в «Россетях».

Сменивший Олега Бударгина Павел Ливинский менее чем через два месяца после назначения шокировал рынок, допустив возможность прекращения дивидендных выплаты «Россетями». Такой вариант ставил крест на «Россетях» как рыночном игроке, способном привлекать инвестиции. Пресс-служба холдинга постаралась «разъяснить» и сгладить слова главы «Россетей». В Минэнерго заявление также не вызвало воодушевления, но власти предложили ускорить другой давно обсуждавшийся шаг на пути повышения финансовой устойчивости всей бизнес-модели «Россетей» – ввести систему долгосрочного сетевого тарифа. Гарантированный размер тарифа, а не выручки, с одной стороны, сделает доходную базу сетевой компании более прозрачной, что скажется на её инвестиционной привлекательности, поясняли логику решения в Минэнерго. А с другой – будет вынуждать сетевиков к оптимизации затрат и более эффективному вложению гигантских средств, «осваиваемых» в рамках инвестпрограмм. На этом фоне ускорение процесса внедрения эталонных затрат выглядит логичным.

В сетевом секторе при внедрении эталонов выделяется ряд особенностей. Тарифный разброс между регионами составляет до 12 раз – от 12 тыс. рублей на условную единицу в год в Калмыкии до 131 тыс. рублей в Тюмени. «Не всегда это объясняется природными факторами — это чаще история того, как тарифный орган наращивал тариф», отмечал Виталий Королёв. При этом, по предварительным оценкам ФАС, 46% сетей сейчас обслуживаются по тарифам, попадающим в средние значения, в остальных ставки надо или снижать, или, наоборот, увеличивать.

Необходимую нормативную базу для внедрения эталона в сетевом тарифообразовании ФАС должна подготовить к третьему кварталу 2018 года, нововведения приведут к изменениям в платёжках потребителей с 1 июля 2019 года. Процесс согласования нюансов наверняка будет непростым, цена вопроса – десятки миллиардов рублей в год.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28