Модернизации дали добро
14 ноября на совещании у президента России Владимира Путина состоялась длительная отраслевая дискуссия о дальнейших путях развития отечественной энергетики в условиях стремительно устаревающих мощностей. Глава Минэнерго Александр Новак представил президенту комбинированный вариант продления поддержки отрасли за счёт средств энергорынка, который и был одобрен. Высвобождающиеся по мере завершения программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) ТЭС средства будут направляться генераторам для обновления мощностей через повышение цен конкурентного отбора мощности (КОМ). Станции, требующие более дорогой модернизации, пройдут процедуру «двухэтапного КОМа», являющегося, по сути, новым вариантом уже «обкатанных» ДПМ.
Источник: Пресс-служба Минэнерго
Нормативную базу для модернизации теплоэнергетики нужно запускать уже в 2018 году, заявил Александр Новак в ходе совещания у президента. Он представил предложения Минэнерго по модернизации тепловых электростанций, передал ПРАЙМ. С 2010 года в России рамках ДПМ, которые гарантируют окупаемость инвестиций, было построено 30 ГВт. Инвестиции составили около 2 трлн рублей.
Сейчас требуется принять инвестиционные решения в отношении порядка 130 ГВт мощностей действующей тепловой генерации, заявил министр.
– Нам надо модернизировать почти 60% установленной мощности генерации менее чем за два десятка лет (до 2035 года – ред.), – пояснил Александр Новак (цитата по RNS).
Он добавил, что объём освобождаемых средств в связи с завершением программы ДПМ ТЭС с 2021 года будет составлять 130–250 млрд рублей в год. За период с 2020 года по 2030 год их общий объём составит 1,5 трлн рублей.
Основные инструменты определены
В связи с завершением ДПМ в 2020−2030 годах в отрасли высвобождается около 1,5 трлн рублей, которые можно реинвестировать в модернизацию, пояснил министр. Это позволит обновить около 40 ГВт, ежегодно модернизируя 3–4 ГВт. Минэнерго предлагает ввести механизм возврата вложенных инвестиций со сроком окупаемости 15−20 лет, привязкой к доходности ОФЗ, штрафом за несвоевременное или неполное исполнение обязательств. Будут сформированы эталоны затрат на модернизацию, а проекты предлагается отбирать на конкурсной основе. Этот механизм следует распространить и на Дальний Восток, добавил глава Минэнерго.
Озвученный Александром Новаком сценарий более детально уже представляли отрасли руководители Минэнерго и НП «Совет рынка». Регуляторы остановили свой выбор на так называемом механизме двухэтапного КОМа. Его суть сводится к проведению двух конкурсных отборов ежегодно. Первым должен стать традиционный КОМ, на котором будет определяться цена мощности действующей генерации для потребителей. На втором этапе предполагается проводить конкурсный отбор на право модернизации мощностей в энергодефицитных районах.
Также Александр Новак предложил продлить с нынешних четырёх до шести лет сроки конкурентного отбора мощности, который определяет цены на действующие мощности. Предлагается также изменить ценовой коридор в рамках КОМ. По словам министра, благодаря этому около 100 ГВт мощностей смогут проработать до 2030 года, после чего надо будет вернуться к вопросу об их модернизации.
Ранее оба варианта, представленных президенту, активно поддерживали генераторы. По мнению экспертов Ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ), сочетание поддержки через цены КОМ и ДПМ–модернизацию позволяет оптимально учесть интересы и потребителей, и генераторов.
В зависимости от стоимости модернизации энергооборудование условно разделили на две группы. В первую попало менее устаревшее оборудование, обновление которого обойдётся дешевле. Для модернизации 33,3 ГВт мощностей потребуется 230 млрд рублей, подсчитали в СПЭ ранее. Чтобы получить эти средства, достаточно увеличить цену последнего КОМ (на 2021 год) на 6%, это позволит дополнительно аккумулировать у генераторов 15 млрд рублей в год. Для первой ценовой зоны (Центр и Урал) цена КОМ должна составить 160 тыс. рублей за 1 МВт, для второй (Сибирь) – 267 тыс. рублей. Для сравнения: утверждённые цены КОМ на 2021 год сейчас составляют 134,4 и 225,4 тыс. рублей соответственно. Вторая группа оборудования потребует более значительных затрат. Для модернизации оставшихся 37,5 ГВт понадобится 900 млрд рублей. Расходы на обновление в расчёте на 1 кВт мощности составят 23,5 тыс. рублей, это 21% от стоимости строительства 1 кВт новых ВИЭ-мощностей.
Схема финансирования позволяет избежать сколь-либо значимого роста цен на энергорынке. Это подтвердил на встрече с Владимиром Путиным и глава Минэнерго. Он подчеркнул, что предлагаемый механизм модернизации не должен привести к росту платежей потребителей сверх инфляции. Александр Новак добавил, что стоимость модернизации ТЭС в 3–4 раза дешевле строительства новых мощностей, а сроки ввода составляют от одного года до трёх вместо 3–6 лет в случае строительства новой генерации.
По итогам совещания у президента Александр Новак сообщил, что Минэнерго в ближайшее время подготовит поправки в законодательство в рамках предложений министерства по программе модернизации ТЭС.
– Были приняты соответствующие решения подготовить необходимую нормативно-правовую базу в ближайшее время, чтобы внести изменения в законодательство и реализовать новую десятилетнюю масштабную программу привлечения инвестиций в электроэнергетический комплекс. Когда выйдет поручение, сроки будут согласованы. Мы считаем, что это нужно сделать в конце этого года – в начале следующего, то есть в течение ближайших нескольких месяцев, – резюмировал глава Минэнерго.
Перспективы есть, вопрос – в реализации
Перспективы модернизации ТЭС по анонсированной программе через ДПМ будут зависеть от «комфортности» ценовых индикативов КОМ на предстоящие периоды и реального уровня конкурентности отборов, которые предложит Минэнерго, считает консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. При достаточном уровне выручки на КОМ и существенном риске не пройти отбор на модернизацию число заявок на новый ДПМ может оказаться невелико.
Генераторы и сегодня проводят техническое перевооружение за счёт маржи в секторах РСВ, КОМ и на рынках теплоснабжения. Только в 2014–2016 годах были модернизированы 12 ГВт ТЭС, что кроме роста топливной эффективности позволило увеличить объёмы поставки мощности на 0,6 ГВт и выручку – на 3,3 млрд рублей. Создание максимально конкурентной процедуры отбора проектов для модернизации ТЭС выгодно как энергосистеме, так и потребителям. При обозначенном Минэнерго ориентире инвестиций в 1,5 трлн рублей падение заявленных капвложений даже на 10% в отборе снизит совокупный платёж по новым ДПМ на 400 млрд рублей, добавляет Николай Посыпанко.
Значительный объём инвестиций – это не только путь обновления генмощностей, но и шанс для развития отечественного машиностроения, говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.
– Заявленные 1,5 трлн рублей, даже за 10 лет, – сумма гигантская, и важно, кому они достанутся: зарубежным производителям энергетического оборудования, которые, несмотря на санкции, кинутся расширять свое присутствие на нашем рынке, или отечественным энергомашиностроителям? В период реформирования РАО «ЕЭС России» об этом не задумывались, цель была побыстрее продать генерирующие мощности. Нужно использовать появившийся шанс: общими усилиями Минпромторга, Минэнерго, российских потребителей и производителей мы смогли бы не просто загрузить отечественное производство, но и поднять его на новый технологический и производственный уровень, – считает замглавы ИПЕМ. – Имеющийся профицит генерирующих мощностей даёт время для доведения до массового производства имеющихся заделов и даже создания новых серий оборудования к концу 2020-х годов.
Автор: Сергей Исполатов